Поэты серебряного века на сцене Курганской областной филармонии
Последний день января, солнечно, морозно, ветрено! В белом, парящем над землёй, здании Курганской областной филармонии на пл.Троицкой, 1а в камерном зале состоялся литературный вечер, программа из цикла «Поэзия серебряного века», посвящённая творчеству Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама. Маленький уютный зал с мягкими красными креслами заполнился быстро. Зал был полон любителями поэзии и учащимися школы №23, где в основном учатся кадеты, будущие наши защитники! Спокойные, молодые юноши и девушки знали, куда пришли – на встречу с русской ПОЭЗИЕЙ. Автор и ведущий цикла программ «Поэзия серебряного века» Михаил Резников, профессионал художественного слова, выпускник Екатеринбургского театрального института, познакомил всех с творчеством и биографией Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама. Почему Анна Ахматова и Осип Мандельштам? По воспоминаниям критиков того времени, друзей-поэтов Анна Ахматова только к нему относилась, как к чуду, гению, достойному восхищения. От неё никогда не слышали критики стихотворений Осипа Мандельштама. Да и он всю свою недолгую жизнь восхищался не только её стихами, но и её личностью, внешностью. Русские поэты первой величины начала XX века, акмеисты, провозглашавшие материальность, точность слова, предметность образов и тематики. Стихи звучали и неслись, захватывая душу и сердце всё больше и больше! Особенно врезалось в память и осталось навсегда стихотворение «Памяти Вали», написанное Анной Ахматовой в Ташкенте в 1942 году: «Постучи кулачком — я открою. Я тебе открывала всегда. Я теперь за высокой горою, За пустыней, за ветром и зноем, Но тебя не предам никогда… Твоего я не слышала стона. Хлеба ты у меня не просил. Принеси же мне ветку клена Или просто травинок зеленых, Как ты прошлой весной приносил. Принеси же мне горсточку чистой, Нашей невской студеной воды, И с головки твоей золотистой Я кровавые смою следы» Стихотворение посвящено маленькому соседскому мальчику Вале Смирнову, который погиб в 1940 году во время бомбёжки в блокадном Ленинграде. Стихотворение пронизано нежностью и скорбью, преданностью и страданием. Современные композиторы пишут музыкальные произведения, вдохновленные творчеством русских поэтов, ведь в каждом стихотворении слышна своя музыка, из этого и рождаются музыкальные мотивы и мелодии. В 2013 году Юлия Минькина написала на стихи Анны Ахматовой песню с одноимённым названием. На курганской сцене песню «Памяти Вали» исполнила Лидия Алексиевская (сопрано) заслуженная артистка РФ эмоционально, с актёрским обаянием, искренне и с любовью. Песня звучала, наполняя зал скорбной памятью о страшной блокаде (27 января исполнилось 74 года со дня снятия блокады в Ленинграде). Аккомпанировал (фортепиано) Сергей Потапов, заслуженный работник РФ. Творчество Мандельштама до сих пор остаётся загадочным и очень трудным для восприятия и понимания. Очень часто его стихи доводится разгадывать, как головоломку. Михаил Резников, прочитав стихотворение Осипа Мандельштама «Notre Dame», конкретно проанализировал стихотворение, каждую его строчку, раскрыв тайный смысл, заложенный автором: «Где римский судия судил чужой народ, Стоит базилика,- и, радостный и первый, Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план: Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра, Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам» Это и готический стиль архитектурного сооружения-собора, его лёгкость и в то же время грузность, свобода и радость (камень освободился от тяжести), дерзость (ведь на вид тонкие стены выдерживают давление огромной массы камня). Свод «играет мышцами», «чудовищные рёбра» не дают покоя автору. Мы видим – собор дышит и живёт, и это поражает! С детства для меня наша филармония была чем-то старинным и волшебным. Первый концертный зал филармонии находился в здании бывшей женской гимназии на улице Куйбышева, 55, а я жила и росла во дворе филармонии. Мы часто с мамой и братом ходили на концерты, а с друзьями излазили всю филармонию вдоль и поперек. В 1984 году новое здание филармонии было построено на месте Троицкого собора, утраченного в советские годы. И до сих пор, при встрече с ней, я испытываю трепет и уважение к учреждению высокой культуры, такой важной части любимого города!
1 февраля 2018 год
© Copyright: Ольга Рыжова 2, 2018 Свидетельство о публикации №118020107909 |