Ольга Рыжова, Курган
Третьяковская галерея или последний день в Москве
Последний день, должны уже по дому соскучиться… Ан нет, ещё многое не увидено, не познано, не услышано, не пройдено. За один приезд Москву-матушку не обойти, в следующий раз.
В этот день посетим-ка мы Третьяковскую галерею в Лаврушенском переулке, д.10. Узнала, что теперь существует и Новая Третьяковка (Крымский вал, д.10), но это будет потом, в следующий наш приезд, а теперь просто Третьяковка! Основатель Галереи Павел Михайлович Третьяков и его брат, купцы, они собирали коллекции произведений искусства: картины, скульптуры, и многое другое. Первые их приобретения с 1856 года, а показывать коллекции стали с 1867 года. Само здание, где располагается Третьяковка, старинное, построено в 1906 году, охраняется государством. Перед галереей расположен памятник Третьякову (скульптор А.Кибальников и архитектор И.Рожин). Памятник установлен в 1980 году.
Заходим, спускаемся в полуподвальное помещение, где расположен гардероб, кафе, музейные магазины, где можно приобрести на память о посещении сувенирную продукцию, постеры, книги о Третьяковской галерее. Можно заказать аудиогида по экспозиции, чтобы не самим, рассматривая, ещё и читать, а надеть наушники и слушать рассказ аудиогида, удобно! Здесь в фойе можно взять план здания и посмотреть произведения каких художников и где (в каком зале) можно увидеть. Мы решили пусть не все 62 зала обойти, но хотя бы половину.
Вперёд! С 1 по 7 залы мы рассматривали живопись и скульптуру XVIII века: Ф.Рокотов, Ф.Шубин, И.Никитин, И.Мартос, А.Антропов, Д.Левицкий, А.Лосенко, Ф.Алексеев, В.Боровиковский. Очень понравились скульптуры из мрамора, особенно бюст Петра I (автор француз Жилле Никола Франсуа), скульптура «Амур» (автор М.Козловский, 1797г.), бронзовые бюсты Ф.Шубина Екатерины II (1788г.) и Павла I (1800г.). Портретисты середины XVIII века поразили: портрет (этюд) Екатерины II Ф.Рокотова (1763г.), портрет великого князя Александра Павловича в детстве (1787г.) Д.Левицкого, «Умирающая Клеопатра» И.Аргунова (1750г.). Прошли залы 1, 2, 3, 4, где застыли в тяжёлых платьях знаменитости того времени, вельможи, князья, графини, императоры и императрицы… Не раз мы с вами говорили, когда хотим спать – «пойдём в объятия Морфея». И вот в одном из залов я обнаружила такого симпатичного бога сна Морфея (бюст из мрамора) автор Ф.Толстой (1852г.), П.А.Ставассер мраморные "Нимфа и Сатир, надевающий ей на ногу сандалию" (1850г.). Многие скульптуры из мрамора, бронзы, но такие на вид лёгкие и изящные!
В залах с 8 по 15 расположены живопись и скульптура первой половины XIX века: О.Кипренский, Сильвестр Щедрин, К.Брюллов, А.Иванов, В.Тропинин, А.Венецианов, П.Федотов. Картины, как будто фотографии: С.Щедрин «В Сорренто» (не ранее 1825г.), «Купальщица» Г.Лапченко (начало 1830-х годов), «Спящая девушка» Ф.Моллер (около 1846г.). В зале 11 познакомились с творчеством А.Иванова и его библейскими эскизами, а потом увидели огромное полотно «Явление Христа народу» (1836г.), вот это сила! Разрабатывать эскизы к картине Иванов начала ещё в 1833 году, скрупулёзно выписывая каждый момент, каждое действие, главные и второстепенные фигуры, лица на картине и библейские символы. А вот и с детства мною любимый портрет А.С.Пушкина О.Кипренского (1827г.), ну как с ним не сфотографироваться!
Залы, залы, залы… Двери, арки… Хорошо, что почти во всех залах есть мягкие скамеечки, где можно посидеть, отдохнуть, а может и сидя полюбоваться творениями художников. Залы с 16 по 31 (мы, конечно, осилили только 30 залов…) это - живопись и скульптура второй половины XIX: К.Флавицкий, В.Перов, В.Пукирев, А.Саврасов, И.Айвазовский, А.Куинджи, И.Крамской, Ф.Васильев, И.Шишкин, В.Васнецов, В.Верещагин, В.Суриков, В.Поленов, И.Репин, Н.Ге, И.Левитан. Портрет Николая Васильевича Гоголя Ф.Моллера (1841г.) считается одним из лучших пожизненных изображений Гоголя. Такой весёлый, задоринки в глазах, симпатичный наш Гоголь! Не могу не отметить портрет мастера морского пейзажа Айвазовского (автор А.Тыранов) по просьбам восхищённых зрителей (1841г.). Такая грусть затаилась в больших карих глазах М.Л.Огарёвой художника П.Орлова (1844г.)! На одной стене одного из залов несколько небольших картин П.Федотова, где показан быт аристократов того времени: вот «Завтрак аристократа» П.Федотова, где иронически в зелёных оттенках показан молодой аристократ, который проигрался в карты и на завтрак у него, слава богу, есть бутерброд… «Сватовство майора» - значимое произведение в творчестве П.Федотова, за неё он получил звание академика. Социальные сословия, человеческие типы он обличал в своих картинах, всё было продумано до мельчайших подробностей. «Вдовушка (с лиловыми обоями)» у Федотова любимый образ, он лиричен, изящен, печален. Усталая юная женщина должна съезжать с квартиры, ведь её красавец-муж погиб, а она в положении и всё, что будет впереди для неё неясно и страшно… «Свежий кавалер» - картина П.Федотова 1846г. – чиновник получил орден Св.Станислава, а накануне была пирушка в честь этого события, а утром… Чиновник в рваном халате требует у кухарки преклонения перед своей персоной, а кухарка смеётся над ним, показывая ему прохудившиеся сапоги… С детства смотрела на картину В.Пукирева «Неравный брак» и удивлялась – она молоденькая, испуганная, он богатый, старый-престарый. Вот что могут ДЕНЬГИ, особенно в то время!
Картина В.Перова «Тройка. Ученики мастеровых везут воду» (1866г.). Мы плакали, глядя на уставших и замёрзших детей. Дети плохо одетые, в потрёпанной одежде, в старых ботинках (а на улице мороз!) тащат по зимней улице сани с бочонком воды … Безысходность на лицах детей, бесконечная усталость… И.Крамской со своим прекрасным букетом «Букет цветов. Флоксы» (1884г.) заворожил! Понравился и «Портрет писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина» его же кисти (1879г.). Не могла пройти мимо «Спящего амура» из мрамора М Козловского, нежность и радость, умиление! А скульптура из мрамора «Иван Грозный» М.Антокольского (1870г.)? Нельзя пройти мимо: «тут и страх смерти, и раздражение больного человека, избалованного беззаветной властью, и раскаяние, и сознание греха, и застарелая злоба, и желчь, и подозрительность, и жестокость, и вечное искание измены» - писал И.Тургенев. Мы увидели Ивана Грозного с другой стороны – образованный, мудрый, владеющий пером (это по его велению была собрана и отчасти написана им богатейшая библиотека). Так же интересна скульптура из мрамора «Христос перед народом» (1876г.).
Небольшая скульптура самого патриотичного пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина скульптора И.Гинцбурга (1892г.) И тут же его картины. Ещё в детстве я познакомилась с его картиной «Утро в сосновом лесу» (1889г.), но почему-то называла её «Три медведя» (хотя здесь изображены четыре медведя, целое семейство)… Он видел могучую силу природы, мог её изобразить, и этим увлечь зрителя: мощь высоких и ветвистых сосен, красота узора переплетений сухих веток и всё это на фоне утреннего тумана, красота! Он умел воспроизвести с помощью фактурных приёмов головки цветов, шелковистость и ломкость трав, пушистые мхи, покрывающие землю.
Знаменитая картина И.Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» приковывает… Иван Грозный в припадке гнева убивает своего сына царевича Ивана. В глазах царя – мука раскаяния, а в глазах царевича навеки застыли кротость и прощение…
Ну и, конечно, Валентин Серов «Девочка с персиками» (1887г.), где автор изобразил дочь хозяина усадьбы Верочку. За эту картину Серов в 1888 году был награждён премией Московского общества любителей художеств.
Вот и 30 залов позади, но так хочется заглянуть в следующий зал, ведь там я вижу «Демона сидящего» (1890г.) и «Царевну-лебедь» (1900г.) Михаила Врубеля. Оказывается, Врубель не только был художником, но умел и любил делать: декорации в театрах, занимался прикладным искусством, занимался скульптурой и архитектурой, создавал иллюстрации и книжные знаки, росписи. Он - автор нескольких произведений из майолики и изразцов (архитектурной керамики). Когда входишь в зал Врубеля через боковой вход, то в глаза бросается камин, сверкающий всеми красками. Сначала кажется, что на нём просто узор, орнамент, а вглядываясь, начинаешь различать крестьянина Микулу Селяниновича, держащего в руках плуг, его коня, солнце и небо в закате, широкое поле. Напротив, видишь воина-богатыря Вольгу Святославовича и его могучего коня. Очень понравился камин и не только.
Устали очень, но были счастливы! Посидели в кафе тут же в фойе Галереи, отдохнули и домой, в метро на дорогую и родную станцию Маяковская. Поздно вечером самолёт унесёт нас в Тюмень, а оттуда на автобусе – домой, в Курган.
Прощай Москва, до встречи!
4 февраля 2025 год
© Copyright: Ольга Рыжова 2, 2025
Свидетельство о публикации №125020403650 |