"Собачье сердце" на сцене Курганского драматического театра в Кургане
Время неумолимо: то идёт, то бежит. И вот апрель подходит к концу, запахло душистыми ландышами, сладкой черёмухой и майской сиренью. А наш Курганский драматический театр вновь радует своих зрителей и почитателей новым спектаклем по повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» в инсценировке Антона Бутакова и Татьяны Савиной из Екатеринбурга. Уже третий спектакль нашего театра связан с творчеством Михаила Булгакова: в 1988 году режиссёром В.Толкачёвым был поставлен спектакль «Мастер и Маргарита» по одноимённой повести М.Булгакова (к сожалению, тогда я не видела этот спектакль, ах, молодость, молодость, в ней театру не было места…). А вот в 2017 году я уже была заядлой театралкой и остаюсь таковой. Спектакль «Морфий», поставленный московским режиссёром Д.Акришом, меня сразил наповал игрой наших любимых актёров. «Морфий» по результатам Российской Национальной театральной Премии «Золотая маска» вошёл в список знаменитых спектаклей сезона. «Собачье сердце» мы читали в школе, в основном смеялись, не понимая сути. Потом смотрели фильм «Собачье сердце» (1988г.), где нам был неприятен Шариков (актёр В.Толоконников) и смешон профессор Преображенский (актёр Е.Евстигнеев) своими старомодными привычками и дореволюционным воспитанием. Этот спектакль совсем ДРУГОЙ! Начнём с декораций (художник-сценограф Оксана Столбинская из С.Петербурга) – минимализм декораций и цвета – белые блестящие стены, отражающие свет, меняющие цвет в зависимости от действия пьесы. Чёрные или серые костюмы у актёров (художник по костюмам Мария Гросс из С.Петербурга). Каждое действие обыграно цветом и … музыкой (композитор Виталий Корбесашвили из Екатеринбурга). И снова курганские актёры поразили своей музыкальностью и певческими талантами - хор домоуправления с песней «Русское полюшко» пробирает до мурашек и успокаивает в зависимости опять же от действия на сцене. А песня в исполнении Никиты Мезенцева заставляет задуматься… Всё взаимосвязано. Этот спектакль начинается и заканчивается одним действием - профессор Преображенский (засл.арт. РФ С.Радьков) поздно вечером находит бездомного пса и берёт его к себе, а затем приходит на это место и вспоминает, как они вместе играли, как он кормил пса, как он любил его. Этот спектакль об одиночестве души. Несмотря на известность, почёт и уважение, профессор Преображенский ОДИНОК. Такова жизнь. В спектакле роль пса Шарика сыграла собака – служебная овчарка Афина (дрессировщик Ирина Фоминцева). Афина играла блестяще: сидела, лежала, кружилась, махала лапой (прощалась и здоровалась, как человек), выполняя чётко команды наших актёров. С премьерой тебя, Афина! Шариков (арт. Иван Сергеев) вызывает жалость, ведь он полюбил своего хозяина, как отца, готов был служить ему верой и правдой, даже после того, как профессор Преображенский оперировал его, представив Шарикову возможность из собаки стать человеком. И потом, влившись в ряды «пролетариата», в бригаду Швондера (арт. Владимир Рахманов), Шариков вставал на колени перед профессором, прижимался к нему, клал голову ему на плечо, искал у него защиты, говорил с Преображенским без криков, тихо и нежно. Борменталь (арт. Илья Майсадзе) здесь – бедный студент, которого приютил профессор Преображенский, обучил его своему ремеслу. Скромный, молодой, воспитанный, профессиональный хирург, уважающий профессора. И кто бы мог подумать, что в конце спектакля, он задушит Шарикова?! И это ради Преображенского, ради его здоровья, ведь Шариков своими выходками почти каждый день издевался над старым человеком. Но опять же – профессор не давал на это согласия, любил Шарикова, как любил своего пса, и был согласен нести эту ношу до конца своих дней, ведь это он превратил Шарикова в человека. Грустный финал, слёзы, комок в горле. И успех: крики «браво» и рукоплескания зрительного зала. Спасибо режиссёру и нашим актёрам! Нет плохих или хороших людей, есть любовь и верность, ненависть и предательство, и никто никого не имеет права судить. Бунт души, гегемония власти, обыденность жизни… Мы увидели и прочувствовали другой смысловой подтекст этого известного произведения и, надеюсь, поняли суть, задумались о том, что хотели показать нам Антон Бутаков и Татьяна Савина, а это самое главное.
26 апреля 2024 год
© Copyright: Ольга Рыжова 2, 2024 Свидетельство о публикации №124042602878 |