Литературный клуб Исеть

Категории раздела

Стихи [7738]
natalya_varganova [67]
Ю.федотов [1248]
А.Мещеряков [69]
Проза [563]
rov45 [366]
zimushka-62 [94]
semishna [29]
boriskin1956 [5]
permyakov53 [8]
leshasanin76 [31]
lkupaevasamarina [4]
popkovalidia [9]
lenazina1970 [5]
zmolochkova [14]
Олег Мюллер [245]
М.Новикова [20]
Татьяна Кассирова [113]
В.Васильев [2]
С.Меркулов [215]
В.Варовин [241]
О.Сергаева [10]
Г. Котельникова [121]
Ирина Анисимова (Реутова) [16]

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 183

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
wr200882

Блог

Главная » 2021 » Март » 7 » Повесть «Остров неявных смертей» Глава пятая Вечер первого дня
06:31
Повесть «Остров неявных смертей» Глава пятая Вечер первого дня

Продолжение публикации детективной повести «Остров неявных смертей»

Олег Яненагорский 

Глава пятая
Вечер первого дня
«Встреча с поэзией» и другие не плотские развлечения  

Не тот поэт, кто врет о многом, 
но тот, кто пишет чистым слогом, 
умеет здраво рассуждать.

Янкович де Мириево 

Еще перед обедом Ван всем объявил, что вечером, для более тесного знакомства он, как представитель принимающей фирмы, организует коктейль-вечеринку. Мы решили совместить ее с вечером поэзии. 
После ужина достопочтенная публика собралась возле бара. Учитывая, «коктейльный вариант» вечеринки, эстрадой для поэтического вечера решили не пользоваться – просто полукругом поставили возле бара столы и стулья.
Я включил диктофон – любопытно было, кто какие стихи будет читать? Для составления психологических портретов это многое дает… Также как и  анализ нарядов и украшений. Поверьте, на слово… как литератору. 
Алла Петровна вырядилась в откровенные прозрачные тряпочки, едва прикрывавшие её оплывшее тело. Но уши оттягивали тяжёлые золотые серьги с довольно крупными брильянтами, а на толстых пальцах красовались массивные перстни с изумрудами и рубинами.
Платье Ольги было странного кроя. Будто она просто обернула себя куском тонкой, едва мерцающей материи, уложив всё мягкими складками. При каждом движении ткань переливалась, натягивалась и колыхалась, ненавязчиво подчёркивая соблазнительные формы молодой женщины. На шее у нее были две тонкие золотые цепочки. На короткой висела подвеска из белого золота или платины в виде стилизованной буквы «О», а с длинной свисала очень вытянутая продолговатая капелька из того же металла, с шариком на конце. На запястье левой руке был разомкнутый браслет, концы которого украшали круглые белые жемчужины, а на пальце правой руки одно кольцо – тонкий ободок с большой белой жемчужиной неправильной, но интересной формы. 
Через несколько дней я услышал фрагмент разговора Надежды и Аллы Петровны по поводу украшений Ольги в начале коктейльной вечеринки. Надежда сказала:  «Это работа ювелирного дома «ШомЭ» . Я почти такой же видела в Париже на выставке. Серия лимитирована, и комплект, если не употреблять слово «дорого», стоит «очень и очень недешево. Похоже, что не бедная девушка Оля, если это не подарок богатого любовника». При каких обстоятельствах я слушал эти слова, расскажу позднее. 
Но сначала моё внимание привлекла Бажена. Во время долгого перелета Москва-Банконг, от вынужденного безделья и скуки, я пролистал рекламный каталог с фотографиями женских и мужских украшений, и получил представление, что было ультрамодным в этом сезоне. А вообще-то ювелирные украшения мне интересны с молодости – когда-то я дружил с городскими художниками и ювелирами, и видел, как идея, набросанная карандашом на измятом листе бумаги, между двумя-тремя затяжками папиросы, позднее превращается в законченное изделие. Правда, работали тогда мои друзья в домашних мастерских, украшения делали из мельхиора и серебра, а за поделочными камнями сами ходили в Уральские горы… Но какие у них были работы! 
Бажена втиснулась в узкое зелёное платье наподобие змеиной кожи. И в лице её тут же проступило что-то от крупной змеи. На ней была дорогая бижутерия, и по замыслу, украшения видимо должны были придать ей гламурные нотки, изящность и элегантность, показать роскошь и шик. Но мне чудилась в обилии украшений какая-то дисгармония, если не сказать – безвкусица. Сформулировать словами, в чем именно это проявлялось, я бы, наверное, не смог. А может быть, всё дело было в моих консервативных взглядах на женские украшения… Мне кажется, что несколько цепей и цепочек разного размера на одной шее – это явный перебор. Особенно неуместным показался мне кулон в виде навесного замка желтого цвета, свисающий на длинной цепочке до ложбинки у груди Бажены. Почему-то вспомнилась дурная традиция влюбленных навешивать замки на решетки и другие ограждения мостов и мостиков, а ключ бросать в воду. Видел я однажды в Екатеринбурге на мосту у «Плотинки»  сотни навешанных замков с гравированными «романтическими» надписями. И один из них поразил меня – замок был ржавым… «Ржавая любовь»? На что Бажена намекала своим кулоном-замком? Что ее сердце и душа закрыты? Или она вообще никогда не думала о символике украшений? 
Платье Надежды оказалось самым традиционным – в пол, глубокого синего цвета, вполне прилично открывающим её загорелые руки и крепкую шею. «Не спорили» с платьем золотые серьги в виде двух довольно длинных цепочек, не доходящих до плеч, которые держали крупные чёрные жемчужины. Правую руку украшало фигурное кольцо с большой жемчужиной в середине и четырьмя маленькими бриллиантами. У нее был хороший вкус или очень опытный «советник». В тот вечер, не кривя душой, я вполне мог бы назвать Надежду красивой женщиной.
Очень удивила меня Инна своим серебряным гарнитуром с натуральным чароитом - красивые круглые серьги, кольцо и два ручных браслета. И платье оказалось ему подстать - лёгкое, летящее с крупными цветами по подолу. Оно одинаково хорошо смотрелось бы и днём на залитой солнцем набережной, и вечером при свете электричества. Я сказал Инне искренний комплимент по поводу ее украшений. Она ответила, что это авторская работа известного красноярского ювелира, сделанная в одном экземпляре по заказу мужа на двадцатилетний юбилей супружеской жизни. 
«Из тёмно-фиолетового как бы прорываются таящиеся в нём катастрофы, но, стоит его хоть чуть высветлить, как мы тотчас начинаем видеть его благочестие». Кажется, так писал Иоханнес Иттер  в своей работе «Искусство цвета»? - спросил я у Инны. Мне показалось, что при слове «катастрофа» Инна чуть вздрогнула и изменилась в лице, но может быть это была только игра света, теней и порыва морского ветра, качнувшего ветви деревьев. 
- Простите, - сказала Инна и отошла от меня. И даже в этом коротком «простите» прозвучали какие-то тревожные нотки. Может быть, она в «пограничном состоянии»? - подумал я, - хотя где четкие грани между нормой и патологией? И «основной вопрос Бытия» остается без ответа  - всем ли женщинам надо демонстрировать ум и образование?
Мужчины были одеты гораздо проще. Николай - в мятых светлых брюках и в белой рубашке с коротким рукавом. Для его впалого живота не хватало дырок на желтом кожаном ремне…
Сан Саныч - в белом костюме и светло-голубой сорочке без галстука. Впрочем, пиджак он сразу снял – хотя дневная жара спала и с моря дул ветерок, но в пиджаке все равно было бы жарко. 
Виктор явно предпочитал спортивный стиль. Он был джинсах и темной хлопковой футболке с коротким рукавом и небольшим воротником.
На Костика я почти не обратил внимание – какие-то «брендовые шмотки» с ядовитой расцветкой. То ли в длинных шортах, то ли в коротких брюках… Рубаха расстегнута почти до пупа, обнажая безволосую грудь. Что были за бренды? Не смогу назвать под угрозой смертной казни… Далек от молодежной моды, как кометы от Земли. 
 Я одел легкие кремовые брюки и темную шелковую рубашку с короткими рукавами. Ни на кого производить впечатление внешним видом не собирался – главное, чтобы было удобно и не жарко.
Коктейльная вечеринка четко разделилась на две неравные части – поэтическую и танцевально-алкогольную, и честно скажу – алкоголь помешал запомнить все детали второй части. Увы, хоть и очень редко случается со мной такое, но бывает… Поэтому расскажу сначала о поэтической части.
С декламацией решились выступить не все. Заявились Инна, Бажена и я. Сан Саныч сказал, что он подумает и позднее решит – выступать или нет. Виктор заявил, что он помнит только матерные стихи. Остальные заявили, что он будут «благодарными слушателями».   
Встречу с поэзией начала Инна, но то, что она прочитала, вызвало как минимум, недоумение.
- Это стихи одной хорошей поэтессы... я фамилию забыла… Это крик израненной души, - с надрывом сказала Инна, а потом с чувством продекламировала:

чего не захочешь, того не будет -
врут мне в лицо...
ребята, товарищи, граждане, люди
в конце концов,
это ли не театр, заговор фантомасов,
сценическая брехня?
на меня наматывают ошметки мяса
среди белого дня.
и говорят: для твоей же пользы.
давай помогай.
принимай непринужденные позы,
не дыши, не моргай.
и потом обновленной тварью,
скроенной из кусков,
из мышц выпариваешь хлор и калий,
разлагаешься злой тоской....

Публика ошарашенно молчала. Видимо такой «крик» всех «достал до нутра». «Завтра попрошу у Инны текст сего «шедевра поэтической мысли» и напишу злую пародию», - подумал я. И снова вспомнил про «пограничное состояние». Не дождавшись аплодисментов Инна села на свое место. 
Сан Саныч тонко чувствовал обстановку, и видимо решил «действовать на контрасте». Он допил свой коктейль с виски «Крестный отец»,  встал, откашлялся и сказал:
- Я прочитаю вам в русском переводе стихи Хо Ши Мина, или как его иногда называли «Дядюшка Хо».  Он был видным деятель Коминтерна, основателем Коммунистической партии Вьетнама и Коммунистической партии Индокитая, первым президентом Демократической Республики Вьетнам и создателем «Вьетконга» - Национального фронта освобождения Южного Вьетнама. Хо Ши Мин долгое время сидел в тюрьме по политическим мотивам и там писал стихи. На вьетнамском языке они, конечно, звучат по-иному. Но вряд ли, кто-то кроме Вана, сможет их понять. Прочитаю два стихотворения на русском и одно на вьетнамском. 
«Сан Саныч», - мысленно возопил я, - кому ты тут рассказываешь про Хо Ши Мина, Коминтерн и Вьетконг? Они все выросли после распада СССР, ни в школе, ни за ее пределами, в принципе слов таких слышать не могли. Это мы с тобой – «осколки Великой эпохи», а они – «поколение, отравленное пепси». И… кроме того… на дорогом курорте читать стихи «дядюшки Хо», держа в руке бокал с «Крестным отцом»? Очень оригинально»! 
Сан Саныч с очень умело и с чувством прочитал стихи, чем опять меня изрядно удивил - «Молодец! Не только Шекспира может на английском»…

             ГОЛОС ФЛЕЙТЫ 

Мелодия флейты все нежней и выше, 
В ней страсть, забвенье и печаль. 
За тысячи ли на высокой крыше 
Любимая смотрит тоскливо вдаль.

ЛУННАЯ НОЧЬ 

В тюрьме не сыщешь роз и вина. 
Лишь ночь одна благовоньем полна. 
Колдунья луна глядит сквозь решетку, 
И узнику шлет вдохновенье она.

Потом он прочитал четверостишие на вьетнамском. Мы ничего не поняли, но громко хлопали, потрясенный Ван с большим уважением поклонился Сан Санычу и долго жал ему руку. «Ну всё, - подумал я, - теперь Сан Саныч у Вана в большом авторитете». Надо будет это учесть – вдруг пригодится»… 

Чьи стихи читала Бажена я не понял – может быть и свои… Но они мне не понравились, тем более, что хмельная Бажена читала их «с дурным завыванием» и «театральным заламыванием рук».

В ночь уходили сонные вагоны...
В такую темноту - не до погони.
Двух человек навек разъединял
Холодный и безрадостный вокзал.

Паук обиды ткал свои узоры,
Вплетая в них обрывки разговора...
...Так ЛЮБИШЬ, драгоценный?
Ну что ж, прими
Подарочный набор 
МОЕЙ ЛЮБВИ…

 «И на эту хрень напишу пародию», - твёрдо решил я, - глядя на кривляние Бажены. Тут ощутил порыв ветра – и видимо он принес следующую мысль - И про Бажену стих сложу – а вот… уже и первая строка есть: «В зеленом платье на ветру змея качалась…»
Но в этот момент услышал голос Сан Саныча: 
- Олег Петрович, Ваша очередь. 
 Поставил бокал на столик, встал и произнес:
- Я прочитаю стихи Иннокентия Сентябрьского, написанные в разные годы. Некоторые из них – это подражание Омару Хайяму, другие – лирические выражают настроение автора.  

В том кувшине – отрава, а в этом – лекарство...
«Пей, - Хайям написал, - ибо третьего нам не дано»...
Но в обоих кувшинах игриво плескалось вино...
Жаль… что третьего нам не дано...

Николай Сидоров захлопал в ладоши, потом взял стакан с ромом и с большим воодушевлением повторил: 
- «Пей, Хайям написал»! Браво!! За это надо выпить!!! 
Все засмеялись и пригубили свои коктейли. 
Я тоже воодушевился, приложился к своему бокалу, в котором еще оставался «Короткий медовый месяц»  и сказал: 
- Учитывая, что тема вина пошла хорошо, перейдем к гуриям, а потом к любовной лирике,

В стакане плещется рубин хмельной
И гурия лицо мое целует…
Создатель мне прощение дарует…
Когда в конце пути… поникну головой…

И в завершение любовная лирика на морскую тему, - провозгласил и прочитал: 

В волнах исчезнет отраженье
Узоров пены и песка...
В мечтах не будет повторенья...
Но облик твой... но ты одна...
В стихах моих... застынут на века...
И волны памяти омоют...
Забытые любовью берега...
И тут я поймал (или почуял) заинтересованные взгляды Ольги и Бажены. Настроение у всех улучшалось с каждой минутой и с каждым коктейлем. Полагаю, что ажиотажу и успеху поэтического турнира сильно способствовали алкогольные напитки разной крепости. Потом я так и не мог припомнить, кто что пил и в каком количестве? 
Под влиянием общего настроения даже Виктор расчувствовался и прочитал чьи-то строки: 

В чужом стакане крепче брага
Грудь больше у чужой жены…
Когда до пропасти полшага 
Друзьям мы больше не нужны…

И понял я одну из истин -
Что грязь везде найдет свинья…
Не хватит пуль, стрелять по крысам,
Что убегают с корабля…

«Читает с чувством, - отметил я про себя, - есть личностное отношение к стихам. Как-то связано с биографией? Эмоционально выражена строка про крыс и пули…».
Николай неуклюже вскочил, заявил, что сейчас он «прочитает басню с матом», но Алла Петровна посоветовала мужу сесть и заткнуться. При этом она так дернула его за брюки, что Николай с шумом грохнулся на стул.
«Расхулиганившсь» (коньяк уже оказывал на меня свое «благотворное» воздействие), я прочитал ещё два стихотворения:

В журнале философском как-то ночью
Статью прочел «Языковые игры»:
Про «дар богов» и «смыслов порчу»,
Про «космос, обступивший человека»,
Что игры те уж длятся многие века…

Вопрос серьезный поднят был в статье,
(И автор умный улыбался жизни криво -
Сквозь текст глядела многолетняя тоска),
Но мысль моя, шалунья, прыснула игриво:
«А будет ли игрой, когда язык касается соска»?

Оживленные аплодисменты всех присутствовавших были мне наградой - только Инна никак не прореагировала – она сидела какая-то вся встревоженная. 
 В завершении я прочитал шутливое стихотворение про скромность:

Мы столкнулись с ней лишь вчера,...
Косо глянули друг на друга… 
И промолвил я… не шутя: 
Проходи-ка ты мимо, «подруга»… 
«Смерть от скромности» - ты не моя… 
Зря это сделал… Не надо было на ночь про смерть вспоминать. Нет, я не суеверен, но иногда мысли материализуются, совсем не так, как мы бы хотели…


 

Категория: Проза | Просмотров: 76 | Добавил: wr200882 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Календарь

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz