Литературный клуб Исеть

Категории раздела

Стихи [7740]
natalya_varganova [67]
Ю.федотов [1248]
А.Мещеряков [69]
Проза [563]
rov45 [366]
zimushka-62 [94]
semishna [29]
boriskin1956 [5]
permyakov53 [8]
leshasanin76 [31]
lkupaevasamarina [4]
popkovalidia [9]
lenazina1970 [5]
zmolochkova [14]
Олег Мюллер [245]
М.Новикова [20]
Татьяна Кассирова [113]
В.Васильев [2]
С.Меркулов [215]
В.Варовин [241]
О.Сергаева [10]
Г. Котельникова [121]
Ирина Анисимова (Реутова) [16]

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 183

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2018 » Май » 22 » "Мой из детства трамвайчик..." (моей бабушке посвящается)
16:40
"Мой из детства трамвайчик..." (моей бабушке посвящается)
«Мой трамвайчик из детства…» (моей бабушке посвящается)

Самые сильные воспоминания – это воспоминания детства. Не побоюсь ещё раз сказать, моё детство было счастливым! Каждое лето хоть на один месяц, а иногда и на всё лето, меня отвозили в тёплый и уютный город, находящийся в окружении высоких гор, в теперь уже зарубежье, Казахстан. Алма-Ата город в переводе с казахского языка сейчас означает «яблоневый». А тогда нам говорили, что этот город – отец или дед яблок, потому что все склоны и подножья гор вокруг города были усыпаны яблоками, знаменитым апортом, выведенным именно здесь. И даже в городе почти в каждом палисаднике росли эти яблони и давали вкусный сладкий, сочный и крупный урожай.
В этом городе по улице Чапаева (сейчас уже нет такой улицы…) в небольшом домике на первом этаже жили бабушка и дедушка, тёти и дяди, мои сёстры и братья. Большая шумная и дружная семья. Деда я побаивалась, а вот бабушку… любила очень-очень! Большая, тёплая, добрая, мягкая, с задорным хохотком и весёлой искринкой в глазах. Её длинные волосы каждое утро красиво укладывались наверху высокого лба и всегда были выкрашены, без единой сединки!
Она любила всех своих внуков, но меня (как мне казалось), девочку из холодного зауральского городка, вечно больную и вялую, грустную и слезливую, больше всего: всё самое лучшее было для меня. Её маленький палисадник под окнами всегда манил меня к себе. Здесь стояла раскладушка и можно было в жару (а там с 10-11 утра начиналась просто ЖАРА) можно было полежать, почитать книжку, а самое главное поесть фруктов, которые свисали со всех сторон: сверху - яблоки, знаменитый апорт, рядом китайская вишня, золотая слива сверкала на солнце, снизу - на грядке, клубника вкусная, до сих пор помню её вкус. Палисадник не был огорожен забором, забор был из кустарника (не знаю его названия), который подстригал мой дед специальными ножницами. Здесь не было голубей, а были горлицы, и все одного цвета, и ворковали по-другому, не так как у нас в городе. Не было комаров и мошек. На первых этажах я впервые на окнах увидела красивые решётки, и всё удивлялась, зачем они? Потом бабушка мне объяснила: жарко, окна у всех открыты, воры могут залезть. Но опять же двери были всегда открыты (чтобы нам внукам ключи не давать, потеряем же). По каждой улице бежали и журчали арыки с водой из рек Большой и Малой Алматинки, их я тоже увидела впервые, и в жару в арыках купалась ребятня.
С бабушкой мы часто ездили на Зелёный базар на любимом трамвайчике. Она мне покупала всё, на что бы я ни посмотрела, кормила и поила меня сытно и вкусно. Арбузы, дыни («колхозницы»), виноград чёрный и зелёный, груши! Красота! В городе был огромный парк имени Горького, куда каждое воскресенье меня водили гулять. Этот парк был для меня целой страной волшебной и сказочной: детская железная дорога увозила нас в детскую библиотеку, на лодочной станции мы катались на лодках и водных велосипедах, в парке был зоопарк настоящий, не приезжий. Огромные клетки, вольеры без ограждений для парнокопытных. Слоны, верблюды, тапиры антилопы, львы, обезьяны – всё это увидела ВПЕРВЫЕ в своей жизни именно в Алма-Ате. Был такой случай: кто-то пустил слух, что из клетки вырвался лев, и я залезла в клетку с обезьянами, а потом меня долго не могли найти… Прямо анекдот! Конечно, уходить домой я не хотела, и на обед бабуле приходилось меня тащить за руку, а я ревела на весь парк! Каждое лето в парк имени Горького приезжал чехословацкий «Луна-парк» (наподобие Диснейленда) и вот здесь я увидела: американские горки, конечно, не самые высокие, комната страха (мертвец, встающий из гроба в синем свете, никогда не забуду!), детский тир, купленные билеты и выигрыши – то детское колечко, то классная куколка или машинка, естественно, жевательные резинки чехословацкого производства, сталкивающие машинки с педалями и аттракцион с белыми лебедями, которые поднимались высоко над парком, откуда был виден весь город!
Бабушкины ароматные сибирские шанежки, булочки-розочки, печенье-трубочки с яблочным повидлом впервые я попробовала там, и теперь такие же мне печёт моя мамочка. Вечером перед сном мы долго-долго гуляли с бабушкой под низким и звёздным небом, казалось, протяни руку и звёзды ухватишь! Мальчишки натягивали белые простыни, и с неба падало что-то серое и лохматое со страшным сморщенным личиком, это были летучие мыши. Девчонки с визгом убегали врассыпную, а я бежала к бабушке.
Баба Надя учила меня вышивать крестиком. Первую свою салфеточку, вышитые крестиком два яблочка, я подарила ей. А ещё в одной из комнат, куда селили именно меня, приезжую сибирячку, в тёмном углу стояло чёрное немецкое пианино (не помню названия). И вот тут то, когда меня оставляли одну, закрывали двери, моей радости не было предела! Мне можно было делать всё: я садилась за пианино (играть я не умела, а на нём никто не играл, у моей тёти было другое пианино современное в то время «Элегия»). Я играла одной рукой, двумя руками, а самое главное: через музыку, придуманную мною, сочиняла сказки, пела, и могла до поздней ночи не спать, пока не заглядывала бабушка и говорила, что уже пора спать, и соседи будут ругаться. Перед первым классом я как всегда набиралась сил и здоровья у бабушки, но букву «Р» говорить не умела, а может, не хотела… Бабушка применила прекрасный педагогический метод и за одну ночь научила меня говорить эту букву: она просто не давала мне спать, заставляя произносить букву. И вот под утро, когда я просто уже не могла не спать, я крикнула «Р-р-р-р-р!» и спокойно уснула. Спасибо, бабушка!
Чёрный вкусный чай номер тридцать шесть, особенный белый хлеб, настоящее эскимо на палочке с орехами (оно было огромное, а может это мне так казалось), сладкий инжир, халва, восточные сладости, рахат-лукум и многое-многое другое, всё это впервые в жизни я попробовала и увидела в Алма-Ате в гостях у моей любимой бабушки Воробьёвой Надежды Алексеевны. А сегодня ей исполнилось бы 105 лет.

В моём сердце морока:
Жёлтый, как одуванчик,
Мне сигналит негромко
Мой из детства трамвайчик.

Тот звоночек хрустальный,
Волшебство каждый вечер,
Полумрак в детской спальне,
Двор огнями расцвечен.

Силуэт милый возле,
Голос бабушки ласков.
Небо в звёздах, а после –
Смех и добрые сказки.

Полетаю немного –
От тоски это средство.
Серебрится дорога.
Мой трамвайчик из детства…

Помню и люблю тебя, баба Надя!

22 мая 2018 год

© Copyright: Ольга Рыжова 2, 2018
Свидетельство о публикации №118052205954
Категория: Проза | Просмотров: 196 | Добавил: rov45 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 wr200882 • 17:06, 22.05.2018
ok  heart  flower
avatar

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz