За окном шумела весна! Людмила Андреевна стояла у плиты и, помешивая овсяную кашу, подумала, что много уже весен прошло через ее жизнь. Вот и у внучки пришла семнадцатая весна, правда, весна оказалась горькой. Она вздохнула, в душе надеялась, что это не сломает ее любимицу. Словно услышав эти мысли, в кухню заглянула Любаша: "Доброе утро, бабуля!" Она была уже одета, волосы были заплетены в две косы, завязанные бантами. Взяв из рук бабушки тарелку с кашей, воскликнула: " Овсянка, сэр!" Людмила Андреевна обернулась, посмотрела на нее и пошутила: "Да, овсянка, кушайте, сударыня." Минут через десять под окном раздался девичий голос: " Люба, выходи!" Девушка, на ходу запивая чаем кашу, выскочила из-за стола, чмокнула бабушку в щеку, сдернула с вешалки легкую куртку, схватила портфель и хлопнула дверью.
На улице стояла девушка, с копной огненно-рыжих волос и лицом, усеянным веснушками. Это была Светлана, подруга Любы, с которой они вместе с первого класса. Людмила Андреевна, шутя, называла ее "рыжая бестия", за ее неуемный характер. Светку не все любили, за ее честность. Она никому не прощала лжи и сама всегда всем говорила только правду. Говорила прямо и открыто. Люба, со своим спокойным характером и врожденной скромностью, как-то дополняла подругу. Они очень хорошо понимали друг друга, доверяли свои девичьи секреты. На улице был конец апреля, и в школе полным ходом шла подготовка к первомайским праздникам. Домой возвращались по главной улице. Город оживал после зимней спячки. Весело звенели старые трамвайчики, мальчишки со смехом перепрыгивали лужи, всюду слышалось веселое чириканье городских птах. Подружки шли, тихо разговаривая, а за ними медленно шел молодой человек, лет 18-19. Светка недовольно пробурчала: "Во, верный страж на посту. Люб, ну что это такое, три года, день в день, он ходит за нами. Тебе его не жалко?" Девушка отрицательно покачала головой. Она подумала, что и правда, это уже надоело. И чего все ходит и ходит? Она резко остановилась и повернулась к нему, он остановился и виновато посмотрел на нее. "Ну что ты все ходишь и ходишь?--спросила она его.--Я тебе давно сказала, чтобы ты оставил меня в покое. Непонятно?" Парень сконфузился, но быстро взял себя в руки и ответил: " Буду ходить. Пока не вырастешь, буду ходить. Я тебя никому не отдам." Светка рассмеялась: " Ой, смотри какой ревнивец, мавр тоже нашелся. Тебе сказано, отстань..." Он не дал ей договорить: " Буду ходить." Девушки рассмеялись и пошли дальше.
Вечером за ужином, Люба спросила бабушку: " Бабуль, а ты любила дедушку?" Людмила Андреевна удивленно посмотрела на внучку, улыбнулась: "Любила, внученька, очень любила. И он меня любил, так любил, что дышать боялся на меня. Всю войну мы рядом были. Помню, когда меня ранило первый раз, мы тогда никак не могли взять высоту, немец просто поливал нас огнем, так вот, как меня ранило, так испугался. Я видела все по его глазам, помогал санитарам вынести меня с поля боя, потом поднял батальон и все же взял высоту. А когда его тяжело ранило, я думала, от горя умру. Ты знаешь, внученька, нашу любовь весь батальон оберегал. Когда он умер, я дышать не могла, воздуха мне не хватало. Дочки меня спасли, иначе я бы не выжила. Много однополчан приехали проводить его в последний путь." Время летит очень быстро. Вот и Первомай пришел. День выдался теплый и солнечный. К центру города двигались колонны демонстрантов, пестреющие изобилием красок. Десятый класс шел во главе школьной колонны, как лучший класс школы. Шли с песнями, шутками, весело размахивая алыми флажками и большими искусственными цветами. Потом всем классом гуляли в парке, вели разговоры, делились планами, кто кем хочет стать. Люба с волнением слушала комсорга класса Костю Иванихина, Она даже себе боялась признаться, что он ей нравится. Юноша решил стать физиком, и действительно, все знали, что он просто болен этой наукой. Но вот все громко засмеялись, когда Светка сказала, что она будет артисткой. "Ну что вы смеетесь? Буду! Еще и народной буду!"--гордо сказала всем. И тут Костя спросил Любу: " Любаша, а ты не изменила свою мечту? Я помню, ты говорила, что будешь врачом." Она покраснела и ответила: " Ребята, я не буду поступать в институт, пойду в медучилище, не могу оставить бабушку." Ее молча выслушали, сочувственно посмотрели, жалея девушку. Тут Светка вскочила, за ней, со смехом, встали все со скамьи и побежали по аллее парка. Молодость есть молодость, тем более, если она счастливая.
Людмила Андреевна проснулась рано, солнце только начало всходить. Сегодня девятое мая, День Победы. Для нее, прошедшей всю войну, это особенный день. Она, девчонка еще, оказалась в пекле наравне с мужчинами, старалась ни разу не показать свою слабость и страх. Иногда, среди шквального огня, при виде гибели боевых товарищей, не лишиться рассудка было просто невозможно. Как отпор врагу, сила духа человеческого оказалась прочнее металла и огня. Сидя за столом, Людмила Андреевна держала старую пожелтевшую фотографию, на ней были ребята, с которыми она прошла этот ад. В центре фотографии Алеша, командир батальона, а рядом с ним хрупкая девушка. Людмила Андреевна улыбнулась, вспомнила, как он признался ей в любви. Это было перед боем. Алеша нашел ее, отозвал и сказал: "Сейчас мы пойдем брать высоту, береги себя, я тебя очень прошу, мне без тебя не жить." Повернулся и ушел. Она погладила фото рукой. Вот Илья Рязанский, батальонный "Василий Теркин", любимец батальона. Весельчак и балагур. Погиб при взятии этой высоты. А это вот, стойкий оловянный солдатик, Пашка—сибиряк, безнадежно был влюблен в нее. Его прозвали так потому что он был ранен множество раз и всякий раз возвращался в батальон. В этом году он не приедет на День Победы, нет больше оловянного солдатика. Она взяла стопку открыток, с поздравлениями с праздником. Их каждый год присылали однополчане, называя ее сестричкой, с каждым годом их приходит все меньше и меньше. В комнату заглянула Люба: "Бабуличка, что же ты не собираешься?--подошла, обняла.--С Днем Победы! С праздником, моя родная!" Людмила Андреевна встала, погладила внучку по голове: "Да-да, иду уже." Через некоторое время она вышла из своей комнаты, внучка глянула на нее и счастливо засмеялась: "Какая ты у меня, просто красавица!" Она повернула бабушку лицом к зеркалу, в нем отразилась седовласая женщина, в темном костюме, на груди множество медалей и орденов. Люба, трогая медали, тихо проговорила: " По твоим медалям можно изучать географию, бабуля." Они шли по улице в сторону центра города, к площади. Бабушка и внучка! Люди приветливо поздравляли с праздником, улыбались им, смотрели с уважением. Так смотрят на всех, кто прошел эту войну и сумел сохранить в себе все лучшие человеческие качества: доброту, любовь к своей Родине, милосердие |