«И эти красные сердца, упавшие с небес…»
Мы с нетерпением ждали премьеры драмы по рассказам Михаила Булгакова «Морфий» в Курганском драматическом театре. Дождались и не разочаровались. Премьера состоялась 4 и 5 марта. Два рассказа Михаила Булгакова «Морфий» и «Записки юного доктора» были написаны о времени 1917 года в России, когда начиналась революция и в земских больницах не хватало врачей (чем не сегодняшний день?) Никогда в школе мы не читали таких рассказов, да их не публиковали в советское время, ведь это рассказы о морфинистах, о людях, которых употребляли морфий (наркотик), о ломке, о том, как хороший добрый настоящий врач, сам, сделав неверный в жизни шаг, превращается в неадекватного человека, в овощ, в тряпку, которую так легко смыть в унитаз… Смогла побывать на премьере только на второй день. Но всё было как и подобает: полон зал, хотя люди знали куда идут, не на весёлую комедию, а на страшную драму. С самого начала, ещё при входе в зрительный зал, режиссёру удалось настроить людей на нужный лад – в зрительном зале было темно (горел один яркий софит). Но что такое один, когда зал большой? И люди на ощупь рассаживались по местам и ворчали… И вот темнота и… музыка интересная глубинная, затрагивающая наши души. Вокзал, гудки проходящих поездов. На вокзале появляется молодой человек, доктор Поляков (арт. Александр Шарафутдинов), направленный на работу в земский городок, в русскую глубинку. Опыта ещё нет, но есть сильное желание помогать людям и огромнейшие знания (я надеюсь, что никто не будет спорить, что в прошлом веке врач в России учился очень долго и даже иногда за границей, и был очень ответственный и образованный). И сразу на плечи юного доктора обрушивается всё: и роды, и ампутация конечностей, и туберкулёз, и сифилис, и дифтерит, и психические заболевания. Оказывается, врач должен быть на все руки мастер, причём мастер отменный, а не узко квалифицированный. Тяжело, некогда перекусить, а спать - тем более, но молодой организм пока справляется. Молодая женщина, акушерка Анна Николаевна (арт. Екатерина Горяева), пожалев врача, даёт один раз ему снотворное в виде инъекции морфия… И понеслось! К морфию привыкают довольно таки быстро. Уже на второй раз Поляков просит у Анны Николаевны ещё дозы, чтобы как следует выспаться. А какие сны ему снятся во время наркотического опьянения! С каждой новой дозой красивая молодая девушка (арт. Екатерина Антропова)кидает в сердце человека острые длинные ножи, тем самым разрушая его. Человек ломается, падает всё ниже и ниже и морально и физически. Но что самое удивительное, доктор продолжает выполнять добросовестно и качественно все свои обязанности: лечит, режет, выписывает рецепты. Очень поразил эпизод с родами. Подлинно и сильно: в темноте были слышны только крики роженицы, успокаивающие слова медицинского персонала, и в зале, наверное, каждая женщина вспомнила свои роды… И это впечатлило! А лечение дифтерита у маленькой девочки (арт. Ирина Храмова)? Вы знаете, я сразу вспомнила рассказ моей мамы, в 4 года и у неё так же лечили дифтерит, вставив в горло трубочку, чтобы она могла дышать. А эпизод, когда доктор Поляков украл морфий из аптечки, подняв руку на Анну Николаевну, заставил прослезиться. Поляков утверждал, что сделал это, чтобы вдруг во время этих туманных для него событий (в России начиналась революция), на случай, когда запас морфия кончится и негде будет его достать… Вспомните 90-ые годы XX века: не было уверенности ни в чём, а лекарства жизненно-необходимые невозможно было достать. И это было, особенно у нас, в провинциальном городке. Тема спектакля такая острая и жёсткая! Его надо смотреть всем, особенно молодым людям, у которых вся жизнь впереди, не думающим, что может статься с ними, если вдруг… Спектакль пролетел быстро без антракта, но это было бы лишним в данном случае. Правильная постановка, угадывающийся стиль автора-режиссёра из Москвы Дмитрия Акриша, изумительные не по красоте, а по простоте костюмы, сценография Ольги Богатищевой (мы уже познакомились с её мастерством в спектакле «WASSA»). И эти красные сердца, падавшие с небес, ассоциировались с сердцами всех людей, не сумевших справиться с этой безобразной привычкой, наркотической зависимостью. Михаил Булгаков проявил себя как гражданский писатель, опубликовав эти рассказы, чтобы на собственном примере (кстати сказать, сам он смог справиться и бросить морфий) показать людям, к чему приводит этот недуг, и кто виноват… А наш гость из Москвы режиссёр Дмитрий Акриш вместе с постановочной группой и курганскими великолепными актёрами, сыгравшими такие сильные, не только главные, но и второстепенные по своему характеру, роли, дали урок всем нам: думайте, прежде чем… СПАСИБО! БРАВО!
6 марта 2017 год
© Copyright: Ольга Рыжова 2, 2017 Свидетельство о публикации №117030607788 |