Дороги поэта-фронтовика Александра Худякова
***
Стихи и проза -
Оружие и досуг.
Пока есть мысли.
Т. Ч. Х.
Сегодня вспоминаем мы тех, кому не довелось дожить до нынешних дней. Юбилей Победы, длиною в 75лет – праздник памяти и скорби – мировой бойни, унесшие многие человеческие жизни. Кровопролитная война, длившаяся четыре тяжелейших года. Многие, воевавшие на полях сражений навсегда остались лежать на сырой земле. Но Александру Худякову, тогда ещё совсем юному солдату, удалось выйти живым из этой страшной мясорубки. И сейчас, видя и разговаривая с седовласым, скромным, в меру болезненным, которому в год юбилея исполнилось 95 лет, трудно представить, что ему довелось участвовать во многих операциях по обезвреживанию противников, будучи солдатом в десантных войсках. В своих воспоминаниях он не старается приукрашивать того, что не соответствует действительности, приписыванием воинских заслуг, которых не было.
Возраст довольно солидный и здоровье своё не вернуть как в былые годы юности, и напряжённые послевоенные времена. Когда, с неуёмной энергией, свойственной молодости брался за разные дела на сложных участках жизнеустройства. И поэтому как бы смирился с данностью своего нынешнего положения. В том смысле, что не стоит испытывать судьбу. Недалёк день, когда уйдёт в мир иной. Грустно, но такова природа жизни. И пока есть время, поддерживая здоровье (систематически проходит медицинское обследование в госпитале для ветеранов войн) делает приготовления, чтобы оставить память о себе своим потомкам, коих у него немало, среди которых вещи не материального порядка, а духовного смысла. Как человек пишущий (издал на собственные средства немало книг стихов и прозы), ему хотелось бы, чтобы в памяти писательские труды остались не только у родственников, но и друзей, знакомых, сотоварищей по творческому цеху.
Немаловажен и тот факт, что на свои стихи сочинены уже изрядное количество песен. Так на городских мероприятиях культурного характера звучат его песни в разном исполнении, по большей части под аккомпанемент баяна певцами хора, либо ансамбля. Это – своеобразное уже признание среди горожан, что немаловажно. Не каждый пишущий человек может похвастаться этим. Так что, ему слава, в коей мере уже обеспечена.
Конечно, он понимает, как человек трезвомыслящий, что вряд ли можно рассчитывать о большем, чтобы его имя прозвучало среди имён известных литераторов, впрочем, почему бы и нет, теша себя порой некоторой надеждой. Кто знает, как всё повернётся! Быть может, через годы и придёт истинное признание своих заслуг, как он об этом мечтает, и кажется, заслуживает, чтобы быть в рядах именитых коллег, хотя бы на местном уровне. Как всякому пишущему человеку, которому свойственен писательский зуд и здоровое честолюбие, этих связующих элементов творческой деятельности. Ведь каждый литератор в душе мечтает заслужить признание не только у почитателей, но первым делом оценок творчества у коллег по цеху, экспертов. Постоянно такие мысли приходили в голову Александру Ивановичу. Другое дело, он не выносил на публику свои амбиции, честолюбивые намерения, тогда как некоторые коллеги по перу не стесняются своих притязаний.
Однако, как же пришёл в литературу добродушный Александр Иванович, человек, в меру спокойный, во всяком случае, на публике, болезненный, но старающийся держаться и особо не выделяться среди сотоварищей по перу? По собственному рассказу о жизненной колее, а путь он прошёл немалый, она была отнюдь непростой. В принципе вся его жизнь была связана со службой: сначала солдат на войне, следом не менее напряжённая работа в органах внутренних дел с которой и ушёл на заслуженный отдых.
Сочинительством Александр Иванович занимался ещё с детства. Но особенно на фронте, когда ещё недавний выпускник общеобразовательной школы во время коротких перерывов между боями, пробовал сочинять стихи, навеянные обстановкой войны.
Он писал не только о войне. Юноша, волею судьбы, ставший солдатом, не мог обойти вечной темы любви, предавался мечтами о послевоенной жизни… . Война окончилась, судьба смилостивилась над ним, он вернулся живым и невредимым. Однако козни фортуны непредсказуемы. Не просто было вписаться в мирную жизнь: прошла эйфория Победы над фашизмом, но послевоенная повседневность, вносила свои коррективы. Поступил на работу в милицию и занимался примерно теми же вопросами, что и на войне, но в мирной жизни боролся с людьми преступного мира. Было удивительно, как сначала на войне, затем борясь с преступностью, Александр Иванович не озлобился, оставаясь человеком. Может, увлечение поэзией каким-то образом сглаживали суровости действительности. Либо энергия молодости. Только ему и знать. А жизнь, тем временем проходила своим чередом. В которой было всё: и радости, и горести, и неудачи.
Несмотря на загруженность, он находил время на занятия литературным творчеством. Поступил учиться на филологический факультет Курганского педагогического института, каким-то образом, связывая выбор профиля института с сочинительством. За время учёбы написал много стихов о любви, находясь в состоянии естественного, не дающего покоя чувства. Женился вскоре, родились дети. И следом возникали проблемы, связанные с суровостью быта, поэтому пришлось на некоторое время забыть о литературе. Правда, в иные минуты, брал клочок бумаги и предавался мыслям и эмоциям того или иного порядка, не всегда возвышенного, порой сатирического плана, о несправедливостях, творимые в обществе. Работая в органах внутренних дел, сталкивался с проблемами коррупции в управляющих структурах в тех или иных организациях, предприятиях и не только. Всё это содвигало на обличительное сочинительство.
Минуло с тех пор много времени. А когда в 1998 году при Курганском городском Доме культуры образовался литературный клуб, предложили Александру Ивановичу возглавить его.
И за время, которое ему приходилось руководить творческим коллективом, сделано немало для продвижения литературного творчества. Это и периодическое издание на собранные средства членов литературного объединения коллективных сборников поэзии и прозы, и индивидуальные авторские сборники отдельных членов клуба, так и организация выступления участников сообщества «Поэтическая горница» на многих площадках города, знакомя любителей литературы с творчеством коллектива.
Александр Иванович, как и на фронте, чувствовал меру своей ответственности за исход проводимых мероприятий, старался видеть горизонты творческого продвижения коллектива единомышленников. Видя активность товарищей по перу, старался не отставать от них.
Выпустил за годы руководства сборник своих сочинений, а в последующем ещё несколько книг.
И так из года в год. Сейчас изредка посещает клуб, поскольку возраст и болезни дают о себе знать. Но желание поделиться написанным не оставляет его, пока бьётся сердечко.
Хотя в последнее время почти не берётся за сочинительство, по сравнению с прошедшими активными годами. Это и понятно. На данный период жизни стоит у него задача успеть опубликовать свои мемуары, подвести некий итог своей, довольно большой земной жизни.
И это будет достойным результатом прошедшей жизнедеятельности. Во всяком случае, он может сказать, что жизнь прожита не зря, оставил своё духовное наследие. И ему верится, что о нём будут вспоминать его потомки, друзья, сотоварищи по перу. Как бы то ни было, Александр Иванович оставляет след на литературном поприще. Подтверждением тому является то, что сочинённые на его стихи песни знают и исполняют многие народные хоры и ансамбли. Это ли не достойная память?!
Алексей Тен |