«Баба Шанель» весь вечер заставляла смеяться и плакать зрителей в Курганском драматической театре на премьере спектакля по одноимённой пьесе Николая Коляды
Комедия лёгкого содержания? Клоунада, буффонада… Мажорный настрой! Зачем минорная нота, итак вся жизнь настроена на минорный лад.… И вот он – фарс-мажор! Наш Курганский театр драмы открыл 79-ый театральный сезон с премьеры спектакля по пьесе Н.Коляды «Баба Шанель» режиссёра Егора Гришина. Надо сказать, что Н.Коляда для меня такой колкий, ершистый и в то же время честный автор, приверженец русского реалистичного театра. Этот откровенный народный сленг, чёрный и едкий юмор… Но только Коляда смог написать нежную историю о старушках-инвалидах, которые уже ничего не хотят, кроме нужности кому-нибудь. Спектакль превзошёл все мои ожидания. Если первое действо заставляло хохотать до коликов, то второе, напротив, вызвало горькие нотки такой непростой жизни героев пьесы, а чёрный юмор заставил задуматься… Все мы рано или поздно становимся одинокими и как важно найти себя, пристроить свою непокорную душу (ведь в душе нам всегда восемнадцать), быть нужным кому-то… До нашей души смогли дотронуться актёры, их глаза, нервы, сердца. И мы, зрители, на это ответили аплодисментами и криками «Браво». Всплеск и фонтан эмоций! А это дорого стоит. Действие разворачивается в стенах городского Дома культуры. Пять таких колоритных фигур, пожилых женщин, от семидесяти до девяноста лет, женский народный ансамбль песни «Наитие». Кажется, многие в них узнали себя. Ведь сколько интриг и козней происходит в любом коллективе, особенно в женском. Здесь и любовь, и ревность, и зависть, и забота, и ненависть, чего только нет! Ираида Семёновна 80-ти лет (арт. Екатерина Горяева) бухгалтер в прошлом, жила с цифрами и только ними – «Я всю жизнь просидела в бухгалтерии, считала чего-то, какие-то цифры складывала, вычитала и мало с кем разговаривала, не общалась. То есть практически – почти не жила». В этой героине я узнала свою подругу, ведь так страшно просидеть всю свою жизнь на работе и остаться в одиночестве! А Нина Андреевна 75-ти лет (арт. Татьяна Терехова)? Очки делают её милой и доброй. Особенно запомнился микроскоп, который она таскает с собой (не видит, увы, потеряла зрение на секретном заводе) делает её такой беспомощной. Как искренне рассказывает она о своей любимице-кошке! Сентиментальность витает в воздухе, вызывая у всех слёзы умиления. Сколько таких старушек живёт среди нас! Кошки заменяют им родных и близких, которые забыли о своих бабушках и мамах, а может и родных то никогда и не было… Не поверите, но в одной из бабушек я увидела себя и своё недалёкое будущее… Это Сара Абрамовна 85-ти лет (арт. Татьяна Кузьмина) ревизор в прошлом, любительница поэзии Цветаевой и Ахматовой. Душевное одиночество, вечное непонимание окружающих её тонкой и поэтической души, пронзительное желание поделиться делает Сару доброй и ласковой, а её несостоятельность в личной жизни заменяет забота о таком молодом и красивом (так ей кажется) руководителе хора, баянисте, Сергее Сергеевиче (арт. Александр Баев). Не могу не отметить прекрасную игру арт. Любови Савиной и её героиню, самую старую участницу хора Капитолину Петровну 90-та лет, всю жизнь проработавшую учительницей. Её наивность, частая потеря памяти, откровенное желание умереть поскорее: «Девки, где моя смерть ходит? Почему я не умираю? Хожу, хожу, все мрут, как мухи, а я все нет. Утром проснусь, лежу на кровати, глаза открою и думаю: «Нет, не буду вставать, полежу еще так, может – помру…» «Пацанёнок-нахалёнок», «девочка-припевочка», как маленький ребёнок, обижается и сразу забывает все свои обиды, ведь «стар, что мал». Тамара Ивановна 70-ти лет (арт. Татьяна Гомбоева) бывший тренер по фигурному катанию, «семь лет без замужа» (как здорово сказано!), инвалид с детства. Она прожила всю свою жизнь и «не поняла главное – а как оно все устроено и почему так, а не так?» А ведь и правда всё так быстро и скоротечно. Вот недавно всё было впереди - суетились, бегали, ждали, мечтали, а уже всё позади и многого мы так и не узнаем… А кто же такая баба Шанель? Так окрестили старушки ещё одну значимую в спектакле фигуру Розы Николаевны 55-ти лет (арт. Ирина Шалимова) «интеллигентнейший человек, карочи». Она тридцать лет проработала секретарём у мэра и пока ещё не отошла от своей значимости и важности (так она себе представляет). Потом конечно всё это пройдёт и улетучится. Недавно только она ушла на пенсию и думает, что до сих пор кому то нужна… Но, увы, всё это потом стирается, тебя… забывают, если конечно, ты что-нибудь значимое после себя не оставила (моё мнение). Я работаю сама тридцать лет в медицинской статистике и понимаю, что тебя «увидят» только после смерти, и будет это отмечено в отчёте о смертности какого-нибудь статистика, куда и войдёт и твоя «единица»… Ну, не будем о грустном. Спектакль всё-таки получился. Шоу, развлечение, пусть хулиганство (как нам в жизни его не хватает!), но зато глубокие, мудрые рассуждения наших героинь о смысле жизни, об одиночестве, о счастье и радости, такой простой, но такой нужной! Я сама общаюсь с творческими людьми и знаю, что для них общение по интересам очень нужно и важно, оно продлевает им жизнь. В глубине души каждый человек одинок, пусть у него и дети, и внуки, но одиночество всегда идёт с нами рука об руку. И не быть одиноким мы можем только, если сами ищем себя, а не покорно плывём по реке жизни. Спасибо актёрам театра за великолепную игру, за то, что не даёте нам скучать, заставляете сопереживать всем бабушкам на свете и уважать старость! Творческих успехов и хороших спектаклей!
25 сентября 2021 год
© Copyright: Ольга Рыжова 2, 2021 Свидетельство о публикации №121092505768 |