Последний вальс «сумасшедшего композитора»
Я не знала о нём, никогда не слышала, даже не догадывалась… Как часто в жизни таких людей узнают только после смерти. Родился в Киеве, жил в Санкт-Петербурге. Гений, творческий человек, живущий только нотами, только музыкой… Вы спросите, а как такое возможно? Возможно. Такие люди, «не от мира сего», часто незаслуженно при жизни получают прозвища от непонимающих их людей, влачат нищенское существование, но ничего при этом не требуют, им бы только делать то, что они любят, что умеют, в чём они мастера своего дела. Олег Николаевич Каравайчук. Родился в 1927 году в Киеве. Отец – скрипач, мать – педагог. Композитор от Бога. С самого детства он сочинял музыку в душе и сердце, и больше был импровизатором, чем пишущим по правилам музыкальной науки. Композитор, написавший удивительную музыку ко многим советским кинофильмам: «Поднятая целина», «Короткие встречи», «Ксения, любимая жена Фёдора», «Два капитана» и многие другие. Экстравагантность во всём: в одежде, в общении, в поступках сослужила плохую службу, его называли «сумасшедший композитор». Он выступал всего один раз в жизни на своём сольном концерте и то, концерт чуть не закончился скандалом. Непредсказуемость во всём! А какая музыка! Самое главное: он писал её по ходу, выступал импровизированно, не готовя ноты. Музыка лилась из-под его пальцев сама! Сухой, жилистый, лёгкий, кажется, дунь и сдует! Ан нет – музыка вечна и она осталась. Он мог воспроизвести без музыкального инструмента музыку всего того, что видел и где находился: дерева, травы, леса, дачного посёлка, кладбища… Он считал, что главное - это ноты, а не умение виртуозно и артистично исполнять музыкальное произведение, да ещё показывать это на своём лице (согласитесь, часто исполнение для нас – это не только музыка, но и сам артист, его лицо, руки, и только так мы всё вместе воспринимаем, и говорим, понравилось нам исполнение или нет). На кладбище он сразу напевал вальс и называл его «гробовым», в дачном посёлке, прислонившись к любимой развесистой еле (её спилил сосед-дачник, от ели падала тень на его баню), он пел музыку дерева, таким образом, общаясь, «разговаривая» с ней. А как ему не нравились заборы в дачном посёлке вокруг одинаковых особнячков «новых русских», похожие на тюрьму… Он говорил, что это «конец» людского общения, «конец» вселенский… Современная архитектура для него была треугольной, а треугольник в его понимании и есть смерть… Никого не оставив после себя (всю жизнь прожил с мамой), он оставил множество сочинений, положенных на нотные листы, они хранятся в архивах, и только некоторые из них звучат в полюбившихся нами фильмах прошлого столетия. Мы смотрели их, слушая восхитительную музыка, не зная и не думая, кто же написал её, кто сделал фильм таким прекрасным, ведь хорошо подобранная музыка очень украшает фильм, делает его узнаваемым по звуку! Лучше поздно, чем никогда. Он ушёл в 2016 году. А я узнала его в 2017. Узнала, и никогда уже не забуду Ваш последний вальс, Олег Николаевич. Спасибо за это знакомство, спасибо за то, что Вы были рядом и далеко, спасибо…
24 декабря 2017 год
© Copyright: Ольга Рыжова 2, 2017 Свидетельство о публикации №117122408036 |