«Время движется под музыку в ритме танго…» «Душа танго» раскрылась на концерте в Курганской областной филармонии
«Душа танго» так называлась концертная программа, представленная в Курганской областной филармонии 19 апреля в 18:00. Два музыканта: Григорий Распопов (гитара), артист Курганской областной филармонии, лауреат международных конкурсов и Андрей Колясников (бандонеон), ассистент-стажёр Уральской государственной консерватории, лауреат всероссийских и международных конкурсов, а так же Камерный оркестр Курганского областного музыкального колледжа имени Д.Д.Шостаковича под управлением Галины Кушвид, заслуженного работника культуры РФ выступили на сцене филармонии. Танго. Для нас это один из самых эмоциональных, трагических, тоскующих и пронзительных латиноамериканских, аргентинских танцев. Кто из нас не хотел бы оказаться в объятиях сильного и красивого мачо и станцевать с ним танго? И музыка этого танца, всем казалось бы известна: ни раз слышали, и представляли себе, как танцуют танго…И вот мечты наши сбылись, и пусть не было рядом красивого мачо, музыка танго заменила его! Уникальность этой программы в том, что с помощью музыки музыканты заставили нас плакать и смеяться, любить и ненавидеть, и это многого стоит! Ведущая концерта Жанна Питерских, заслуженная артистка России, музыковед Курганской областной филармонии эмоционально и увлекательно поведала нам об истории танго. «Душа танго» или «El Alma Del Tango» посвящена великому аргентинскому композитору и музыканту ХХ века Астору Пьяцолла, ведь именно он применил в своих композиторских произведениях смешение неизменного ритма танго с любимым ему джазом и академической музыкой. Танго родилось на улицах Аргентины, в трущобах, в публичных домах, и поэтому высшее общество относилось к нему с презрением. Но благодаря шарманщикам и уличным музыкантам (в основном выходцам из иммигрантской среды), которые стали исполнять эти новые, берущие за душу, мелодии, танго постепенно прижилось в кафе и на улицах Буэнос-Айреса (на его южных окраинах). Астор Пьяцолла смог своей любовью, виртуозностью и упрямством «взять» этот танец с улочек городских и «перенести» его в концертные залы, написав множество произведений и аранжировок для разных музыкальных инструментов, хоровых составов, а так же оригинально сочетать гитару, бандонеон и струнный оркестр. «Бандонеон – душа танго» - так отзывался об этом инструменте Астор Пьяцолла. Он был изобретён в Германии для исполнения духовой музыки, разновидность ручной гармонии. В Аргентине звук бандонеона как нельзя лучше подошёл к страстному темпераменту самих аргентинцев, стал душой народной музыки. А гитара шестиструнная концертная в руках Григория Распопова и плакала, и стонала, и пела щемительно и пронзительно вместе с бандонеоном Андрея Колясникова (этому инструменту почти 100 лет, привезён из Аргентины). Наряду с известными нам сочинениями Пьяцоллы, звучали и другие незнакомые редкие музыкальные произведения композиторов Х.-Л. Мерлина, М.-Д. Пухоля, А. Айета. Первая часть концерта была посвящена уникальным, страстным, нежным, грустным произведениям. «Осеннее каприччио» (бандонеон соло) Освальдо Рекуэно в исполнении Андрея Колясникова: тоска, тихая мелодичность, пронзительное звучание тоскующего бандонеона. «Эвокасьен т Карнавалито» из «Сюиты воспоминаний» (гитара соло) Хосе Луис Мерлина в исполнении Григория Распопова. Гитара в руках музыканта плакала и смеялась, стонала и пела. А когда звучала сюита Максима Диего Пухоля «Три осенние песни», перед глазами пронеслась вся жизнь от рождения до смерти, любовь, радость, грусть, тоска, душевные муки и вновь тихая нежность падающих листьев, прохлада осеннего ветра… Можно было закрыть глаза и наслаждаться прекрасной музыкой шестиструнной гитары и старинного бандонеона. «История танго» Астора Пьяцоллы захватила нас: первая часть – «Бордель 1900», вторая часть – «Кафе 1930», третья часть – «Ночной клуб 1960». Я не была в Аргентине, но слушая музыку, как будто смотрела фильм – старые улочки, запах горького кофе разносится из соседнего кафе, ночные клубы, любовь страстная и вечная, трагедия и снова любовь. Ведь не зря же говорил сам Пьяцолла, что в танго есть и любовь, и тоска, и трагедия, нет только пессимизма, есть оптимизм. Во второй части концерта прозвучали: танго «Обливион», «Либертанго», Двойной концерт для гитары, бандонеона и оркестра струнных А.Пьяцоллы, а музыкальное произведение «Белая голубка» Альваро Айета соединило в себе и танго, и вальс. Наши души трепетали: музыка нам знакома, услышав её «вживую», каждый из нас просто растворился в ней, испил её до дна! Начиная по отдельности, гитара и бандонеон сливались вместе, и их подхватывал оркестр (виолончели, контрабасы, скрипки). Получалось дрожащее, нарастающее, тревожное звучание… и снова тихо и пронзительно по отдельности смелая гитара, и испуганный, робкий бандонеон… Исполнители-музыканты произведений танго Григорий Распопов, Андрей Колясников, Камерный оркестр музыкального колледжа постарались донести до нас, слушателей, суть этой необычной музыки: пронзительность мелодии танго чередуются с резкими диссонансами на фоне сквозняка печали и трагизма, обыденности жизни. Вечная грусть неслась со сцены Областной филармонии и уносила нас далеко-далеко... После концерта осталось высокое ощущение полёта, а самое главное я поняла, что танго это может быть и не танец вовсе, а музыка, которую можно слушать, которой можно жить! Мне захотелось больше узнать о танго. Порывшись в интернете, я нашла стихотворение Х.Л.Борхеса аргентинского поэта «Танго», в котором слышны фольклорные корни этого танца, суть, символ Аргентины:
«Свежо в аккордах все, что обветшало: Двор и беседка в листьях винограда. (За каждой настороженной оградой – Засада из гитары и кинжала.)
Бесовство это, это исступленье С губительными днями только крепло. Сотворены из времени и пепла, Мы уступаем беглой кантилене:
Она - лишь время. Ткется с нею вместе Миражный мир, что будничного явней: Неисполнимый сон о схватке давней И нашей смерти в тупике предместья!» Скандальная когда-то эротичность, звучащая в музыке танго, стала экзотической и заманчивой благодаря Астору Пьяцолле, сумевшему не только сломать застывшие формы повседневности, но и обогатить национальное наследие аргентинцев, музыку танго. А у нас в Кургане это удалось донести до слушателей благодаря нашим замечательным музыкантам. Браво! Браво! Браво!
20 апреля 2017 год
© Copyright: Ольга Рыжова 2, 2017 Свидетельство о публикации №117042008002 |