Чан Тен
Тен Чан Хаонь
Рассказ
Возраст – не помеха
Витальевич проснулся в хорошем расположении духа. И погода соответствовала его настроению. После вчерашней удачной работы над картоном, окрылившись, думал продолжить начатое дело: перенести эскиз на холст. Планировал даже начать писать красками и, кажется, был уверен, что так и будет. С этими мыслями начал он свой день. Но, почему-то вдруг настроение начало падать. И, чтобы не потерять попусту время переключился на другую работу: стал дописывать начатую ещё много дней назад акварельный мотив пейзажа. Сделав несколько мазков, оставил лист бумаги, прикреплённый кнопками на фанерный планшет. Явно сегодня неудачный, для него день, если следовать прогнозам астрологов. И погода, к тому после обеда стала какой-то смурой. Всё не в пользу художника-самоучки, занимающегося время от времени, живописью.
Витальевич, так для краткости называют его все кому не лень. А на самом деле его зовут Сергей Витальевич Саврасов, получается однофамилец знаменитого русского художника. И он старается, чтобы быть некоторым образом соответствовать имени известного мастера живописи. Хотя по профессии Витальевич – токарь, но, выйдя недавно на пенсию, вплотную занялся увлечением юности – живописью. Эталоном для него являются русские художники, как: Шишкин, Репин, Айвазовский, естественно и однофамилец Саврасов с его щемящим полотном «Грачи прилетели» и многими другими живописцами, и мечтает достичь их уровня мастерства. А всяких там авангардистов, абстракционистов Витальевич не переносит на дух. И по этому поводу он, было, чуть не разругался с одним известным в городе профессиональным художником, который, по его мнению, занимается исключительно мазней. Несмотря на различие взглядов, на искусство, Витальевич, бывало, наведывался в мастерскую Михаила Карпова или попросту по фамилии Карпов, который любил рассказывать всякие байки о людях искусства, беседуя с ним, угощая при этом чашкой чая.
Кстати, Витальевич, почти как полгода после потери своей супруги, с которой прожили в браке более тридцати лет, живёт один (двое взрослых детей живут отдельно в другом городе). Не часто, но встречаются для удовлетворения физиологических потребностей со знакомыми женщинами, у которых те же проблемы, что и у него. Ведь ему всего-то чуть более шестидесяти лет. И выглядит молодо. Поэтому ещё рано записываться в старики. И не прочь даже приударяться за молоденькими красавицами. Правда, он на людях это не афиширует проявление дурного тона, держит всё в себе. Однако с дамами своего возраста, несмотря на свою сдержанность, умеет вести подобающим образом, выказывая свои желания. Вот и назавтра он договорился о встрече с одной из одиноких, любимых женщин. И в ожидании её, предвкушал романтизм предстоящей встречи. Что ни говори, но Витальевич не мог обходиться без женщин. Они были его настоящей слабостью. А иногда, в меру потребляемое спиртное, служило как довесок для поднятия настроения, снятия стресса, в конечном счёте, для расслабления.
На следующий день навестила Витальевича одна из его подруг Светлана, довольно-таки миловидная дама, года на три моложе его, красавица. Не верится, что у неё взрослая дочь и бабушка семилетнего внука. Сама как девушка. Два года прошло, как она овдовела. Признаться, Светлана своего мужа не очень-то баловала. Но супруг её любил, своеобразно, не выказывая бурных проявлений чувств. И жили серо, буднично, как большинство семейных пар. Ни хорошо, и не плохо. Светлане, женщине романтической натуры всегда хотелось вырваться из пут обыденности, но дальше слов, либо своей буйной фантазии, дело не доходило. Всегда она возвращалась к своей повседневности и была даже довольна, временами. Она была другом семьи Витальевича. Когда-то нередко они посещали друг друга, как говорится – визиты вежливости. А теперь, потеряв своих половин, стали жить негласно, как супруги. Так, на сей раз, не успев зайти в дом, Светлана заикнулась о сексе. И это понятно, так как полгода у неё не было половой связи с мужчиной, изголодалась его чувственному прикасанию, поскольку жила у дочери, нянчила внука. А Витальевичу только это и надо! Не замедлил выполнить очень приятную для обеих миссию, и были довольны по завершении. Решили встречаться чаще, дабы кровь не застаивалась.
Курган, 2006 год
Исследователь жизни Никита Данилов
«Я фотографирую потому, что еще не умею этого делать. Если бы умел, то перестал бы».
Эти, не лишённые аллегорического смысла слова известного чешского фотографа прошлого века Йозефа Судека, стали эпиграфом личной страницы в социальной сети Контакт курганского мастера светописи Никиты Данилова, который, в рамках занятия литературной студии «Поэтическая горница» поделился, своим прозаическим творчеством в Курганской городской библиотеке им. В. Маяковского.
Герой представления, писательством занимается с 2014 года, стремясь показать жизнь не только на фотографиях, но и отразить в текстах прозы. Желая каким-то образом приобщиться к литературному творчеству и найти себе подобных людей, заглянул в литературный клуб «Поэтическая горница», прослышав о существовании в городе Кургане коллектива пишущих людей. Для первого знакомства со своим творчеством, он принёс на рассмотрение и обсуждение коллектива свои рассказы. Это произведения, написанные в стилистике фэнтези, в которых автором рассказывается историй на основе прочитанного из различных книг известных классиков литературы, так и современных писателей с внесением личного опыта жизнедеятельности. Богатый мир людей, в котором переплетаются добро и зло, любовь и ненависть, происходящие конфликты – сложности во взаимоотношениях между людьми и социумом, и отдельно взятым индивидом, – всё это Никита Данилов старается упаковывать в некие литературные опусы, учитывая своё мироощущение, на свой лад, используя зачастую мир животных.
Конечно, нужно понимать, что путь писательства не прост, порою тернист, на которой случаются и взлёты, и падения, впрочем, как и в любом творческом процессе. Поскольку он занимается литературной деятельностью не так давно, как было сказано выше, с 2014 года, у него есть возможности нарастить писательский навык.
Автор рассказа «Мышиный концерт», с которым он пришёл поделиться на встречу в библиотеку с коллегами по студии «Поэтическая горница» только в начале литературного пути. И есть, к чему стремиться! Этот путь, усыпанный не только розами, но и щипами. Так что, если есть желание и осознание нужности выбранной стези, то пожелаем Никите доброго пути. В этой связи хочется вспомнить слова великого русского писателя Льва Толстого: «… писать надо тогда, когда не можешь не писать…».
На данном заседании студии в библиотеке им. В. Маяковского Никита прочитал один из своих упомянутых выше опусов «Мышиный концерт». В аллегорической форме, автор рассказа постарался показать жизнь животных, наделяя их человеческими качествами. Руководитель коллектива Светлана Никитина высказала ряд замечаний, однако, подметила и положительные моменты в рассказе.
Алексей Тен
Служитель Поэзии Светлана Надь
В тёплый субботний день, 14 апреля 2018 года Екатеринбургская городская библиотека им. Герцена чествовала одного из организаторов международного проекта «Поэтический марафон» Светлану Надь. В камерной обстановке музыкально-поэтической гостиной при библиотеке под названием «Простой и скромный вечерок», пришли родные, друзья, знакомые, те, кому не безразлично поэтическое слово, послушать и отдать должное стихотворчеству известной поэтессы. Зал был полон, не было ни одного свободного места.
Как у всякого поэта, жизнь и судьба героини встречи не однозначна. Родившись в Екатеринбурге, пришла в большую литературу не сразу. Прежде, окончив физкультурный техникум, работала методистом на спортивной стезе, потом осознанно поступила и с отличием окончила Екатеринбургский государственный театральный институт по специальности литературное творчество, отделение «Проза и поэзия». Судьбе было угодно, что на определённом, сложном периоде жизни к Светлане Надь постучался Бог, который каким-то образом направлял её на действительный путь со сферой предназначения. С этого момента приобщения с Богом, к ней пришло осознание Поэзии – как установление диалога с Ним. Диалога, пока есть возможность разговаривать. Так, на вечере без устали в течение двух часов со своими поэтическими произведениями, так или иначе, определяющее бытие, сполна поделилась поэт, член Союза писателей России, руководитель проекта международного фестиваля «Поэтическое единство» Союза российских писателей, директор Издательского дома «Поэтический марафон» и просто обаятельная женщина, общительная и добропорядочная, обязательная, улыбчивая и оптимистичная. Об этих, поистине человеческих качествах упомянула, выступившая с приветственными словами и исполнившая разного рода песни под аккомпанемент гитары её лучшая подруга и помощница во множественных ситуациях Анна Аксёнова. Приверженец поэтического слова, Светлана Надь не только сама занимается истово стихотворчеством, но и взяла на себя непростую ношу приобщения к поэзии заинтересованных людей, и в целях продвижения стихотворчества многочисленных её любителей, возглавила в международном проекте «Поэтический марафон» Издательский дом с одноименным названием. Благодаря своим усилиям и верным сподвижникам, поэтическое движение здравствует уже 15 лет. И пока бьётся сердце:
«…чтобы вернуться вновь –
вновь, где прожиток дней,
где восстаёт любовь
в гуще теней».
Именинница творческого вечера, с блеском, живо и артистично доносила строки собственных сочинений аудитории камерного зала. Свои стихотворения поэтесса разделила на несколько посвящений: о жизни, Боге, семье, друзьям. В этом смысле, тёплое, сплошь усеянное метафорами посвящение сыну Игорю – размышление поэта, некий метафизический диалог матери с сыном.
«Я тебе рябину нагадала
пряным утром завтрашнего дня,
спелым снегом зиму написала,
под листвою лето хороня.
От начала мы с тобой знакомы:
Ты – сегодня…я – ещё вчера,
и вдыхают ветхие альбомы
завтра настоянного утра.
На ладонях вычерчены будни:
точка, точка, беглое тире –
предрекают светлые полудни
в зоревом студёном январе».
Деятельной натуре, какой является Светлана Надь, окружают верные, проверенные временем, готовые разделить беды и радости, друзья. И одна из них, вышеупомянутая Анна Аксёнова:
«Положу на сухую ладонь
полувзмах, полувздох, полустон,
и открытого неба дозвон
растворит ожиданий огонь.
Время сложит свои письмена,
осуждая сухим приговором,
но как прежде глухая стена –
за скользящим кривым коридором.
Сколько жизни достанет на то,
Чтобы душу собрать воедино?..
Только Слово как святость –
чисто’
и незримо».
В иронично-добром опусе о скрипке и смычке, полагая, что музыка есть отражение Слова, слышится пожелание автора к объединению людей вокруг Поэзии:
«Вот бы скрипочку достать да смычок!..
По наитию сыграть, как сверчок!..
этот маленький сверчок-дурачок,
и пространство раскатать в нотный стан…
соберутся вместе – зван и незван…
станет светлым отраженье в зрачке –
Значит, в скрипочке весь смысл и в смычке!..».
Лейтмотивом вечера стало эмоционально заряженное стихотворение, обозначенное как «Кресты»: «Кресты, кресты – весь мир в крестах, Кресты планету облепили!», произведение, которое завершается с адекватным призывом благородно-правильного понимания обширных граней этого слова: «Иисус воскрес – с Ним жизнь воскресла! Дух Божий опалил кресты! В Христовом сердце много места! Сожгите грешные мосты! В сердце распятие носите! Не принимайте грех с креста! Не на умершего смотрите, А на воскресшего Христа!». И, «Когда я подойду к концу конца, возьму в ладони уголёк горячий, вложу в оправу Божьего кольца – слепой пройдёт, увидит только зрячий, проталину на млечной полосе от тёплого дыхания парного, на перламутре в звёздном колесе прощальный отблеск всполоха земного. Вне времени, где вечности провал, где серафим, как огненная птица, однажды в благороднейший опал мой уголёк горячий превратится. Пока у жизни тёплая ладонь, распарываю, заново сшивая, поддерживаю бережно огонь. Зорюй, зорюй, моя душа живая!».
Значит, проведя своеобразную параллель, приходим к воскресению творческой личности в имени, которого Свет, с новой силой и энергией жизнь, преподнесённую на алтарь служения Поэзии!
Алексей Тен
«Вторжение» Марии Даминцкой
В предпоследнее тёплое воскресенье уходящего сентября в Курганской Центральной детской библиотеке им. Н. Островского представила свой первый сборник прозаических произведений с интригующим названием «Вторжение», вышедшем в г. Санкт-Петербурге, член литературной студии «Поэтическая горница» Мария Даминицкая.
На представлении автора сборника мистических рассказов кроме коллег по студии присутствовали ребята из литературной студии «Рифма» при библиотеке с её руководителем Светланой Борисовой и почитатели творчества Марии Даминицкой.
Представляя автора книги «Вторжение», ведущая Светлана Борисова дала характеристику очень интересной, многосторонней творческой личности, выпускницы Курганского государственного университета, кандидата в мастера спорта по художественной гимнастике, имеющей и музыкальное образование. С 12 лет Мария начала сочинять стихи, на счёту у которой уже два изданных поэтических сборника: «Мама», «Я в тишине мечтаю о тебе». Также, являясь автором-исполнителем собственных песен, стала дипломантом и лауреатом литературных и музыкальных конкурсов.
С января текущего года, преследуемая астральными видениями, Мария Даминицкая стала излагать в художественно-очерковой форме своё путешествие в невидимом мире. Итогом, которого и стало появление книги «Вторжение», в последующем она будет наполняться новыми произведениями.
Сборник, состоящий из шести рассказов, были написаны автором в несколько необычной форме, упомянутой выше, основанной на сновидениях, за сравнительно короткий промежуток времени. Седьмой рассказ, по словам автора, ожидает своего часа. В её фантастических, связанных с мистикой произведениях, герои существуют в астрале, иначе говоря, невидимого мира. Они могут принимать в зависимости от обстоятельств, в которых происходят действия, разные обличья в зависимости от предлагаемых обстоятельств и находиться в невероятно временных и пространственных рамках. Показательно, после написания какого-либо рассказа, она искала подтверждения явлений и событий в разных источниках, в частности, в сети Интернет, происшедших в астрале, где оказывались её герои. Чувства причастности к событиям были так явственны, что отожествлялись миры реальности с видениями во сне. Потому не давали покоя автору будущих произведений, что после этих видений Мария стала записывать, оформляя их в виде художественных рассказов. И поскольку, многое из исторических, географических, природных явлений, исследования уфологов - специалистов, изучающих необъяснимое, непознанное, соответствовали её астральным сновидениям, стало быть, автор приоткрывала завесу таинственности, хотела того или нет, подпираемой нитью невидимого мира. В этом смысле даже название книги «Вторжение» и оформление обложки, исполненное самим автором, соответствуют логике, включённой в сборник рассказов.
Прежде, чем донести до аудитории о подоплёке и содержании некоторых рассказов, автор текстов предваряла пространным разъяснением некоторых понятий, содержащихся в них, чтобы можно было окунуться читателю в пространство описываемых событий. И потому многие из зала, оживившись, включились в разговор, делились своими невероятными, необъяснимыми ситуациями в своей судьбе, тем или иным образом, связанные с мистикой.
Некоторые делились своим опытом нестандартных решений вопросов. К примеру, Владимир Киреев, который увлекается эзотерикой – сведениями недоступными непосвящённым людям, которого особенно занимает геополитика – по большому счёту процессы, происходящие как внутри стран, так и взаимовлияния в глобальном мире, прослушав внимательно Марию, постарался дать свой комментарий к словам автора сборника рассказов.
После интересного, довольно объёмного рассказа о своих произведениях, Мария по просьбам слушателей исполнила несколько своих песен, аккомпанируя себе на гитаре, которые были встречены бурными аплодисментами. Итак, можно сказать, материализовалось многозначное слово «Вторжение». С чем и поздравляем автора и всех слушателей представления творчества Марии Даминицкой.
Алексей Тен
Дороги поэта-фронтовика Александра Худякова
***
Стихи и проза -
Оружие и досуг.
Пока есть мысли.
Т. Ч. Х.
Сегодня вспоминаем мы тех, кому не довелось дожить до нынешних дней. Юбилей Победы, длиною в 75лет – праздник памяти и скорби – мировой бойни, унесшие многие человеческие жизни. Кровопролитная война, длившаяся четыре тяжелейших года. Многие, воевавшие на полях сражений навсегда остались лежать на сырой земле. Но Александру Худякову, тогда ещё совсем юному солдату, удалось выйти живым из этой страшной мясорубки. И сейчас, видя и разговаривая с седовласым, скромным, в меру болезненным, которому в год юбилея исполнилось 95 лет, трудно представить, что ему довелось участвовать во многих операциях по обезвреживанию противников, будучи солдатом в десантных войсках. В своих воспоминаниях он не старается приукрашивать того, что не соответствует действительности, приписыванием воинских заслуг, которых не было.
Возраст довольно солидный и здоровье своё не вернуть как в былые годы юности, и напряжённые послевоенные времена. Когда, с неуёмной энергией, свойственной молодости брался за разные дела на сложных участках жизнеустройства. И поэтому как бы смирился с данностью своего нынешнего положения. В том смысле, что не стоит испытывать судьбу. Недалёк день, когда уйдёт в мир иной. Грустно, но такова природа жизни. И пока есть время, поддерживая здоровье (систематически проходит медицинское обследование в госпитале для ветеранов войн) делает приготовления, чтобы оставить память о себе своим потомкам, коих у него немало, среди которых вещи не материального порядка, а духовного смысла. Как человек пишущий (издал на собственные средства немало книг стихов и прозы), ему хотелось бы, чтобы в памяти писательские труды остались не только у родственников, но и друзей, знакомых, сотоварищей по творческому цеху.
Немаловажен и тот факт, что на свои стихи сочинены уже изрядное количество песен. Так на городских мероприятиях культурного характера звучат его песни в разном исполнении, по большей части под аккомпанемент баяна певцами хора, либо ансамбля. Это – своеобразное уже признание среди горожан, что немаловажно. Не каждый пишущий человек может похвастаться этим. Так что, ему слава, в коей мере уже обеспечена.
Конечно, он понимает, как человек трезвомыслящий, что вряд ли можно рассчитывать о большем, чтобы его имя прозвучало среди имён известных литераторов, впрочем, почему бы и нет, теша себя порой некоторой надеждой. Кто знает, как всё повернётся! Быть может, через годы и придёт истинное признание своих заслуг, как он об этом мечтает, и кажется, заслуживает, чтобы быть в рядах именитых коллег, хотя бы на местном уровне. Как всякому пишущему человеку, которому свойственен писательский зуд и здоровое честолюбие, этих связующих элементов творческой деятельности. Ведь каждый литератор в душе мечтает заслужить признание не только у почитателей, но первым делом оценок творчества у коллег по цеху, экспертов. Постоянно такие мысли приходили в голову Александру Ивановичу. Другое дело, он не выносил на публику свои амбиции, честолюбивые намерения, тогда как некоторые коллеги по перу не стесняются своих притязаний.
Однако, как же пришёл в литературу добродушный Александр Иванович, человек, в меру спокойный, во всяком случае, на публике, болезненный, но старающийся держаться и особо не выделяться среди сотоварищей по перу? По собственному рассказу о жизненной колее, а путь он прошёл немалый, она была отнюдь непростой. В принципе вся его жизнь была связана со службой: сначала солдат на войне, следом не менее напряжённая работа в органах внутренних дел с которой и ушёл на заслуженный отдых.
Сочинительством Александр Иванович занимался ещё с детства. Но особенно на фронте, когда ещё недавний выпускник общеобразовательной школы во время коротких перерывов между боями, пробовал сочинять стихи, навеянные обстановкой войны.
Он писал не только о войне. Юноша, волею судьбы, ставший солдатом, не мог обойти вечной темы любви, предавался мечтами о послевоенной жизни… . Война окончилась, судьба смилостивилась над ним, он вернулся живым и невредимым. Однако козни фортуны непредсказуемы. Не просто было вписаться в мирную жизнь: прошла эйфория Победы над фашизмом, но послевоенная повседневность, вносила свои коррективы. Поступил на работу в милицию и занимался примерно теми же вопросами, что и на войне, но в мирной жизни боролся с людьми преступного мира. Было удивительно, как сначала на войне, затем борясь с преступностью, Александр Иванович не озлобился, оставаясь человеком. Может, увлечение поэзией каким-то образом сглаживали суровости действительности. Либо энергия молодости. Только ему и знать. А жизнь, тем временем проходила своим чередом. В которой было всё: и радости, и горести, и неудачи.
Несмотря на загруженность, он находил время на занятия литературным творчеством. Поступил учиться на филологический факультет Курганского педагогического института, каким-то образом, связывая выбор профиля института с сочинительством. За время учёбы написал много стихов о любви, находясь в состоянии естественного, не дающего покоя чувства. Женился вскоре, родились дети. И следом возникали проблемы, связанные с суровостью быта, поэтому пришлось на некоторое время забыть о литературе. Правда, в иные минуты, брал клочок бумаги и предавался мыслям и эмоциям того или иного порядка, не всегда возвышенного, порой сатирического плана, о несправедливостях, творимые в обществе. Работая в органах внутренних дел, сталкивался с проблемами коррупции в управляющих структурах в тех или иных организациях, предприятиях и не только. Всё это содвигало на обличительное сочинительство.
Минуло с тех пор много времени. А когда в 1998 году при Курганском городском Доме культуры образовался литературный клуб, предложили Александру Ивановичу возглавить его.
И за время, которое ему приходилось руководить творческим коллективом, сделано немало для продвижения литературного творчества. Это и периодическое издание на собранные средства членов литературного объединения коллективных сборников поэзии и прозы, и индивидуальные авторские сборники отдельных членов клуба, так и организация выступления участников сообщества «Поэтическая горница» на многих площадках города, знакомя любителей литературы с творчеством коллектива.
Александр Иванович, как и на фронте, чувствовал меру своей ответственности за исход проводимых мероприятий, старался видеть горизонты творческого продвижения коллектива единомышленников. Видя активность товарищей по перу, старался не отставать от них.
Выпустил за годы руководства сборник своих сочинений, а в последующем ещё несколько книг.
И так из года в год. Сейчас изредка посещает клуб, поскольку возраст и болезни дают о себе знать. Но желание поделиться написанным не оставляет его, пока бьётся сердечко.
Хотя в последнее время почти не берётся за сочинительство, по сравнению с прошедшими активными годами. Это и понятно. На данный период жизни стоит у него задача успеть опубликовать свои мемуары, подвести некий итог своей, довольно большой земной жизни.
И это будет достойным результатом прошедшей жизнедеятельности. Во всяком случае, он может сказать, что жизнь прожита не зря, оставил своё духовное наследие. И ему верится, что о нём будут вспоминать его потомки, друзья, сотоварищи по перу. Как бы то ни было, Александр Иванович оставляет след на литературном поприще. Подтверждением тому является то, что сочинённые на его стихи песни знают и исполняют многие народные хоры и ансамбли. Это ли не достойная память?!
Алексей Тен
Чан Тен
14 янв Россия
Друзья, предлагаю небольшой блок стихов «Воспоминания» фронтовика Великой Отечественной Войны, участника литературного клуба «Поэтическая горница» Александра Ивановича Худякова.
Поэтическая горница
Энтузиасты слова и пера!
Не первый год мы дружим
И музам верно служим,
Им посвящаем наши вечера.
Мы презираем скуку и тоску
И ценим всё общенье,
Триумф стихотворенья,
Мелодию и звучную строку.
Мы шутку любим и весёлый смех,
Зал полный, блеск эстрады,
Аплодисментам рады,
И дорог нам заслуженный успех.
У нас все молоды – старик, юнец –
В душе бушуют чувства,
И тонкости искусства
Мы познаём умом и глубиной сердец.
Для всех нас «Горница» заветный Храм,
Как огонёк сияет
И жизнь нам украшает,
Спасая от житейских драм.
Александр Худяков
(Сб. «От сердца к сердцу» №1 2002г.)
ВОСПОМИНАНИЯ
Город Мор
Мы все подворья обошли в деревне,
Держали оружие наперевес.
Фашисты испарились все мгновенно.
Кто в погреба, а кто в соседний лес.
И надо было нам вернуться к роте,
Но за деревней кинулись вперёд,
Не по приказу, по своей охоте нам
Туда, куда она ведёт.
А в это время перед наступленьем
Наш батальон ударил по врагу.
И мы попали под свои же мины,
Поняв свою оплошность на бегу.
И рвались мины рядом, справа, слева
И обнажали черноту земли.
От их свистящего вблизи напева
У нас на душах кошки заскребли.
А по команде поднялись в атаку роты.
И на бегу врага отыскивает взор.
«Ура» солдатское и тяжкий бег пехоты –
Мы ворвались в венгерский город Мор.
Памятник в Хатване
Памятник из серого гранита
И, как слава тех, кто здесь лежит,
Высоко над ним в лучах рассвета
Золотым огнём звезда горит.
В Венгрии от Родины далёко
Крепко спят, закончив свой поход,
Русские, татары и узбеки,
Офицеры и солдаты рот.
Отделила навсегда Победа
Те блистательные дни, когда
Шли они кровавым вражьим следом
И освобождали города.
Шли они и не щадили жизни,
Всё мечтали поскорей дойти
И покончить с логовом фашизма
Да геройски полегли в пути.
Мы, живые, путь их завершили,
И Берлин поверженный померк.
Спите, павшие,
И в историю вошли навек.
Мы о вас на родине расскажем
И за ратный путь вам воздадим:
Вязь романов вдохновенно свяжем,
Песни и легенды создадим.
В гостях у комбата
полковника Крымова Х.И.
Москва десантников встречала.
Мы собрались со всей страны –
Гвардейцы в ореоле славы,
Солдаты мировой войны.
Нас обнимал всех с тёплым словом
В боях израненный комбат
И пригласил к себе в Перово
Своих приехавших солдат.
Мы у него к столу присели.
По кругу стопка обошла,
И радость встречи, и веселье
Беседе дружной придала.
Рассказ комбата возбуждённый,
Сияло гордостью лицо,
Когда рассказывал про Вену,
Войсками взятую в кольцо:
«К Дунаю путь наш был нелёгким,
К нему лёг наш коридор.
Тульчин мы брали и Санкт-Пельтен.
Хранит всё память до сих пор.
Не дали Шернеру мы к Вене
Прорваться с Запада в тот день,
Гремел в ней бой ожесточённый,
Пылали по ночам огни.
В борьбе крутой у вражьей силы
Победа вырвана была,
И нам Москва салютовала
И званье «Венских» нам дала.
А вслед за Веной окружённой
Лишён союзников, один,
Уже к разгрому обречённый,
Капитулировал Берлин.
Был дорог всем нам День Победы
Незабываемой Весны.
Его в Европе все народы
Встречали, радостью полны.
На юге был упорен очень
Врага взбешенного напор,
Мы наступали днём и ночью
Среди Альпийских трудных гор.
Вдруг позвала на помощь Прага,
Селенья чехов, города,
Чехословацкие дороги
На Влтаву вывели тогда.
А в Собердраж когда вступали,
Уже покончили с войной,
Американцев повстречали,
Принесших странный мир иной.
Помянем всех, в боях погибших –
Война безжалостной была…»
И вновь десантников гостивших
По кругу стопка обошла.
Глаза отца
Лишь кончу дневные труды,
И в сумраке спрячется лес,
Глазами отца две звезды
Посмотрят с высоких небес.
И снова он рядом со мной,
Хотя я не вижу лица,
И слышится дальний, глухой
Космический голос отца:
«Как мало я с вами пожил,
Война погубила солдат.
Сынок, ты меня пережил
Уже по годам, но я рад.
Я доброго мало встречал
В короткой и трудной судьбе.
А счастье своё завещал,
Сынок мой любимый, тебе.
Живи за себя, за меня
В объятиях мира, любви,
С умом до последнего дня,
Спокойно и трезво живи.
А смерть подойдёт – ерунда,
Покинешь предел свой земной,
Я жду тебя в Космос сюда,
Чтоб рядом сиял ты со мной.
В. И. Василевскому
Автору книги «Открытые раны войны»
Был день июня самый длинный,
И помнит с горечью страна,
Что в этот день враги напали –
Как порох вспыхнула война.
И взгромоздилось это бремя
На годы мира и войны.
Четыре года бушевала
Огромным пламенем война,
Четыре года пожирала,
Как зверь, людскую плоть она.
А сколько ран, смертей, увечий,
А сколько подвигов в бою
Свершили люди всех наречий,
Русь отстоявшие свою.
Хлебнули пекла ветераны,
И славы им не занимать.
Но до сих пор считают раны,
Которых век не сосчитать.
Монолог члена клуба «Патриот»
У Вечного огня
Не для мальчишеской забавы
Из нас стал каждый патриот,
И к обелиску Вечной Славы
На пост с оружием встаёт.
В дни побед и бед минувших
Курган несёт сюда венки,
И вспоминает всех погибших
И их дивизии, полки.
Он не забыл отвагу Бреста,
В кольце враждебном Ленинград,
Трагизма полный Ржевский выступ,
И нашу славу – Сталинград.
И помнит Курское сраженье,
И по Европе мощный шаг,
Фронтов советских наступленье
И над Берлином красный флаг.
Во всех боях больших и малых,
На всех фронтах заметен след
Курганцев храбрых, стойких, смелых,
Героев доблестных побед.
Здесь на Почётных Вечных плитах
Потомкам будущих времён
С большим старанием отлита
Вязь их фамилий и имён.
Горит огонь их Вечной Славы,
И обелиск блестит над ним…
Не для мальчишеской забавы
Мы на посту здесь рядом с ним.
Святое место для Кургана,
Патриотизма высший взлёт!
Почтить родных, в боях сражённых,
К нему весь город наш идёт.
Прошли давно года лихие
И козни лютого врага…
Со школьных лет судьба России
Нам и близка, и дорога!
Праздничный обед в ресторане «Золотой колос»
Свой праздник День Победы –
Итог большой войны –
Встречали за застольем
Десантники страны.
Повзводно и поротно
Сидел наш батальон,
И каждый был взволнован,
Растроган и смущён.
Мы собрались впервые
Через десятки лет
Десантных войск солдаты
На праздничный обед.
Нет в мире выше счастья
Увидеть и обнять
Однополчан по фронту…
Чего ещё жалеть!
Сегодня в ресторане
Солдат Победы речь,
Гул громких разговоров,
Тепло внезапных встреч.
Все вспоминали дружно
Венгерский дальний край,
Бои у Балатона
И Вену, и Дунай.
Фашисты с пулемётом
Встречали нас в упор,
А мы им показали
Десантный наш напор.
Нас не пугали танки
Вблизи и вдалеке.
Мы на врага бросались
С гранатою в руке.
За славный День Победы
В минувшую войну
С избытком мы платили
Кровавую цену.
Немало полегло там
Десантников в боях,
Далёко на чужбине
Покоится их прах.
Минутное молчанье
При общей тишине –
Почтили мы вставаньем
Погибших на войне.
Закуски было вдоволь
И водки, и вина.
Мы лишнего не пили.
Но речь была хмельна.
Мы пили за Победу,
Добытую в бою,
За наших командиров,
За Родину свою,
За наши за мобильные
Десантные войска.
Конечно, мир непрочен –
Он на Земле пока.
Хмельное не пьянило,
Но вальс Дунайских волн…
Воспоминаньем каждый
Был обогрет и полн.