Поэтическое арт-кафе «Творцы хорошего настроения» принимало гостей и членов литературного клуба «Приют поэтов» в КОДЮБ им. Потанина
«Работа наша такова: мы дарим людям настроение, любой листок календаря несёт культуре вдохновение». Мы снова в гостях у любимого литературного клуба «Приют поэтов» в День работников культуры, который отмечается ежегодно 25 марта. Это праздник не только работников музеев, библиотек, театров, филармоний, клубов, парков, но и людей всех творческих профессий - писателей, художников, музыкантов, хранителей и популяризаторов нашего культурного наследия. Литература – часть культуры, а значит и мы, поэты, тоже помогаем хранить культуру и множить, а значит это и наш праздник тоже.
Открыл вечер Андрей Ветров, член Союза писателей (курганский филиал) прекрасным стихотворением «Первый снег». Его стихи: «Стряхнуть бы приворота пелену…» (о Петербурге), «Моё ожидание встречи…» (о любви) звучали тихо, нежно, но сильно и трепетно отзывались в наших душах. И снова молодая кошечка, жительница библиотеки, Анфиса мешала всем нам, под столом кусая наши ноги! Ох, и баловница!
Светлана Бажина член Союза журналистов, поэт, работница Культурно-выставочного центра, порадовала всех стихотворением «На станции Весна опять горит зелёный…» о вечной весне и любви в наших сердцах. Фотография маленького встрёпанного воробышка была прекрасным дополнением к стихотворению Светланы «Воробышек».
Ирина Семёнова прочитала свои стихи: «Я проживаю день за днём», «Чёрно-белый снимок», «Оживший фонарь». Она поделилась своими достижениями в работе с ИИ (искусственным интеллектом) в создании песен на свои стихи: «Безумных тел, безумный танец», «Ночкой тёмною…». И тут мы заговорили о том, какие всё-таки песни получаются, когда стихи содержательные и интересные, а не просто два-три слова и вечное повторение. Наши поэты тоже захотели познакомиться с этой программой создания песен искусственным интеллектом, пора уже осваивать и пробовать. Мне особенно понравилась песня Ирины «Безумных тел безумный танец» под блюз, красиво!
Ольга Дружкова, член Союза писателей читала свои стихи о специальной военной операции, о подвигах наших детей: «Баллада о храбром Феде», «Лиза и Таня», «Письмо на фронте». Тяжело, грустно, но сильно и нужно! Спасибо, Ольга!
Максим Серёжкин вспомнил свои стихи, написанные для «Курганских вечеров»: «Чудная песня в тихой ночи», «Летим в гармонии светил», «Мой друг начни читать журналы» (о Викторе Потанине). Конечно, не обошлось и без свойственного только ему, юмора: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» (о романтических ночах), «Мы так хотели». Посмеялись на славу!
Наши недавние молодожёны Базановы выступили на встрече, как давно мы их не видели, соскучились! Марина Дятлова тоже стала пробовать свои стихи под музыку и голос искусственного интеллекта, её песни: «Опять тяжёл, бесцветен сад…», «С креста соскользнувшее в тьме…». Музыка звучала прямо церковная, как в храме, будто оратория в мужском и женском исполнении, здорово! Виктор Базанов вспомнил своё стихотворение «Здравствуй, бродяга…» (о весне), «Сизым туманом наполнился лес…», а стихотворение в шесть строк «Мысль» (о божестве Ктулху из рассказа Говарда Филлипс Лавкрафта) сразило всех наповал. Браво, Виктор!
Светлана Хрипунова познакомила нас с весенними своими творениями: «Цыплята жёлтые на вербе…», «Всю серость города весенний свет залил…», «Весна и золотистый шёлк полей…», в заключении своего выступления спев свою песню о душе «И пошла я гулять по всем улицам города…».
Анастасия Менщикова член Союза писателей (курганский филиал) ещё раз поздравила всех нас своими стихами: «Свет библиотек», «Театру «Гулливер», «Мы по жизни, наверное, все лицедеи», «Твой голос».
Вечер был тёплым и светлым, добрым и прекрасным, звучали стихи и песни наших курганских поэтов. До встречи, «Приют»!
26 марта 2025 год
© Copyright: Ольга Рыжова 2, 2025
Свидетельство о публикации №125032603281
«Ещё не вечер»… Новая премьера в Курганском театре драмы
Пьеса Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Кто не знает эту пьесу? Даже если не знаете, то обязательно смотрели, и не раз, фильм по этой пьесе «Приходи на меня посмотреть» с Олегом Янковским, Татьяной Васильевой, Ириной Купченко, Галиной Веретельниковой.
И в нашем Курганском театре драмы режиссёр-постановщик Егор Гришин поставил спектакль «Ещё не вечер» по этой пьесе. Премьера спектакля состоялась 4 апреля 2025 года, и мы с супругом успели купить билеты (очень было проблематично, теперь на все премьеры нашего любимого театра АНШЛАГ), дождались дня встречи с театром и пошли.
В фойе уже было много народу, почитателей и любителей, завсегдатаев и попавших впервые, театралов и не очень. Тепло, светло, уютно. Здравствуй, ТЕАТР! Всё-таки Курган маленький город, особенно для тех, кто увлечён одним действом, а именно ТЕАТРОМ, кто не пропускает ни одну премьеру. Здесь я увидела много мне знакомых, таких близких и родных людей, журналистов, работников библиотечной сферы, преподавателей КГУ. Ольга Сахарова, бывший работник библиотечного архива (мы с ней познакомились ещё в 2017 году и теперь встречаемся почти на всех культурных мероприятиях города). Светлана Кошкарова бывший обозреватель газеты «Курган и Курганцы», а теперь редактор управления новостей интернет-дирекции «Красный Север» «Новости Ямала» (с ней мы знакомы с 2013 года, когда я проходила практику в газете «Курган и Курганцы»). Людмила Красичкова, администратор театра, с ней я знакома аж с 2010 года, тогда она пришла на презентацию моего первого поэтического сборника «Грусть о любви» в Маяковке. Со всеми хотелось поговорить, и получилось.
И вот спектакль. Всего четыре действующих лица, четыре исполнителя, а как всё удалось!
Хочется отметить прекрасные и, в то же время, несложные декорации художника-постановщика Елены Волковой: миллион знакомых мне вещей с детства - торшер с белым абажуром, но жёлтым светом, радио на этажерке (именно такое радио было у нас в семье), бронзовый подсвечник (точно такой был у моего папы), телефон (такой же и у нас стоял, только серый). Очень порадовал видеофон на заднем плане – светящиеся окна пятиэтажки, где может сначала показаться, никого нет, но приглядевшись, ты замечаешь, что дом живой. В одном окне - кошка на подоконнике не просто замерла, а, то сядет, то приляжет, живая кошка. В другом окне – силуэт человека, облокотившегося на подоконник. Там кто-то пройдёт мимо окна, здесь двое влюблённых никого не замечают… Здорово! Спасибо большое видеохудожнику и актёру нашего театра Юрию Терентьеву, не в первый раз он радует нас своей кропотливой, но интересной и такой нужной работой. Особенно поразил крупный снег, падающий, казалось, на нас.
Два действия с антрактом. Софья Ивановна, очень старая дама (арт. Татьяна Терехова), пожилая женщина, одинокая и больная, обездвижена и уже не ходит. Татьяна, её дочь (арт. Анна Захарова). Их быт, общение… Ах, как мне это напоминает наш быт и моё общение с мамочкой и совсем недавно… те же слова, те же мысли, те же суждения… Слёзы наворачиваются. Лирическая комедия, лирическая грусть… Грусть о прошедшем, о том, что ты не успел, когда твоя мамочка ещё была жива… Браво! Игра настоящая, не подкопаешься.
И вот второе действо и пусть оно небольшое, по сравнению с первым, но быстрое, молниеносное и даже чуть фееричное. Ведь так в жизни и бывает: то медленно течёт, то пробегает, а то в один миг меняется на сто восемьдесят градусов из-за пустяка, глупости, от внезапности неожидаемого. Всегда не поздно найти свою половинку, надо только надеяться и верить, это доказано! Появляется Игорь, их новый знакомый, случайно позвонивший в их квартиру (он просто перепутал номер дома) и всё закрутилось. Я впервые увидела актёра Сергея Жураковского в такой роли – серьёзный бизнесмен, ждущий встречи с молодой девушкой, вдруг попадает в гости к двум одиноким женщинам и… влюбляется. Почему? Да потому что здесь ему становиться уютно, тепло, он чувствует себя, как дома, под крылышком у любимой мамы, где можно улыбаться и шутить, говорить и молчать, тебя слушают и восторгаются, а если кричат, то от… любви и симпатии. «Не надо меня отпускать! Мне всё равно идти уже некуда! Я вот творожка ещё не ел! На меня нахлынули воспоминания сорокалетней давности» (из пьесы). И такое бывает! Хорошо вжился в роль Сергей, и мы ему поверили.
Анна Захарова так убедительно сыграла роль дочери Тани, старой девы (она уже свыклась с этим прозвищем). Как трогательно она ухаживает за мамой, кормит её, выполняет все её желания (у меня есть подруга, точно так же она относится к своей мамочке, прикованной к постели).
И вот ещё одна новость: у Тани и Игоря появляется «дочь» Дина (арт. Ирина Унагаева), продавщица из соседнего магазинчика. Ведь это её попросила Таня сыграть роль её дочери (пусть мамочка перед смертью порадуется, узнав, что у неё есть внучка). И Дина согласилась. Простая молоденькая девушка, добрая, где то даже простодушная, из неблагополучной семьи. Как мечтала она о маме заботливой и внимательной, о таком красавце, видном и великодушном папе, о такой, всему верящей, душевной и милой бабушке. И пусть в конце спектакля весь обман прояснился, но всё осталось, как случилось – бабушка обрела и будущего зятя, и внученьку, и может даже правнучку (ведь Дина в положении). Игорь и Таня наконец-то нашли друг друга, а Дина в одно мгновение, стала и любимой дочкой, и такой долгожданной внучкой, и даже скоро сама станет МАМОЙ. «Ещё не вечер, ещё не вечер, ещё открыты двери надежде и доверью…» И это не просто слова!
Всё всегда кончается. Закончился и спектакль. Но оказалось, что это был бенефис в честь юбилея Татьяны Тереховой (в первый раз я побывала на таком бенефисе). Никто не уходил, зал был полон. И тут мы увидели, как нежно, с каким уважением актёры труппы нашего театра поздравили свою любимую коллегу: Анна Сараева исполнила известную всем песню «Есть только миг» (муз.Зацепина, сл.Дербенёва), мужчины и женщины труппы исполнили в честь юбилярши немного переделанные Куплеты Николая Курочкина из кинофильма «Свадьба с приданным». А как трепетно высказался на сцене и поздравил Татьяну Терехову актёр труппы Сергей Радьков, заслушаешься! А ещё я узнала, что в театре по давней традиции каждому имениннику водят хоровод, как в нашем детстве, помните? Приятно, по-доброму, по-семейному, сразу видишь, что труппа – это одна семья. И тут от меня: хотелось бы, чтобы везде и всегда на работе, в наших коллективах, было так.
Мы уходили из театра с улыбками и добрыми словами. До свидания ТЕАТР, нам было хорошо!
5 апреля 2025 год
© Copyright: Ольга Рыжова 2, 2025
Свидетельство о публикации №125040506337
Сегодня счастья хватало всем!
|
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» пели посетители Курганской филармонии на концерте Олега Митяева «Никому не хватает счастья». Сегодня счастья хватало всем!
Кто-то сегодня пойдёт на Игоря Николаева… А вот мы взяли, собрались и сходили вчера в нашу любимую филармонию. Я надеюсь, все знают Олега Митяева? Если кто ещё не знает, вспомните, как из тетрадки в тетрадку мы в юности переписывали эту песенку «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…». И это он, автор этой песни!
«Как здорово» узнать, что «Лето – это маленькая жизнь», побывать в «Старом дворе», вспомнить детство с «Моим отцом» и «Мамой», попить «Хванчкары» «Под животом моста», лицезреть «Француженку», пожалеть «Соседку». Песню «Соседка» я впервые её услышала в исполнении Михаила Шуфутинского, у него она называлась «Ночной гость». Я до вчерашнего вечера думала, что это его песня. А это песня Олега Митяева. Песня «Она такая же москвичка, как была» свела меня с ума.
Волшебный, романтический, ностальгический и профессиональный концерт. Браво Олегу Митяеву! Конечно, Олег привёз нам холод и дождь, но его песня «Крепитесь, люди, скоро лето!» вселила в нас оптимизм. Песни улётные, гитара звучит, что сердце поёт, а какой юморной Олег?! Добрый юмор, приправленный теплом голоса, прекрасным и живым исполнением с улыбкой, это что-то!
Слушая Олега, я вспомнила наши «Бардовские костры», конечно, не сравнить с Ильменским фестивалем. Как хочется туда попасть! Авторские бардовские песни были жизненные: грустные и весёлые, смешные и не очень. Полный аншлаг в зале, и даже холод на улице и убойный ветер, ничто не смогло помешать этому концерту. А ведь буквально 15 апреля у Олега был концерт в Тюмени. Он работает с Леонидом Марголиным и Родионом Марченко, но, к сожалению, Леонид Марголин заболел, но и дуэт гитар звучал безупречно, как, наверное, и трио.
В антракте все делились впечатлениями, в воздухе фойе царил невообразимый ВОСТОРГ, летали бабочки СЧАСТЬЯ! И я увидела своих любимых поэтов, знакомых и друзей из нашего литературного клуба «Приют поэтов»: Надежда Ефремова, член Союза писателей, Александр Галямин с супругой. Ну как же мы с ними не сфотографируемся!
«Никому не хватает счастья» назывался концерт, но на этой встрече мы просто в нём «утонули». Спасибо Олегу Митяеву и Родиону Марченко за доставленное удовольствие!
17 апреля 2025 год
© Copyright: Ольга Рыжова 2, 2025
Свидетельство о публикации №125041703947
«Поэтическая история» звучала и парила на вечере в рамках проекта «Моя история» в клубе Royal в Кургане
Оказывается не всех поэтов, талантливых людей, мы в своём маленьком городке знаем, ой не всех… Нам с супругом посчастливилось побывать на Дворянской улице со старинными домами (какие остались), теперь Советской, тихой, спокойной, шли, шли и дошли.
Билеты электронные в кармане, а вот и клуб-ресторан Royal (караоке). Апрельским вечерком здесь в рамках проекта «Моя история» прошёл интересный вечер «Поэтическая история». Были приглашены все, кто любит поэзию. Можно было поучаствовать, почитать свои стихи или стихи любимых авторов. Мы были приглашены снохой моего мужа Людмилой (она пишет стихи, а мы пришли, чтобы её поддержать). Уютная атмосфера, в основном молодые люди (а я и не думала, что молодые люди любят поэзию, девушки то понятно, они очень чувствительны, а вот молодые люди…). У всех горели глаза от будущего выступления, от душевного волнения: кто-то впервые, кто-то уже не раз выступал перед слушателями со своими стихами. Кто не пишет стихи, тот читал стихи любимых поэтов. И надо сказать, что на этом вечере блистали: и Вера Полозкова, и Вероника Тушнова, и даже (не могла поверить) Владимир Маяковский, Николай Заболоцкий, звучал мой любимый Эдуард Асадов, пробудив во мне уйму воспоминаний (ведь это его стихотворение «Не горюй» первый раз я прочитала, когда любимый человек ушёл, сказав, что разлюбил). Это стихотворение навсегда осталось в моём сердце, поддержало меня, а после я стала читать Асадова, а потом и сама стала писать стихи.
Почему мы пишем стихи? Нам надо выразить свои эмоции, что накопились в нашей душе, чтобы высказаться, выплакаться, а может и помечтать, поделиться радостью, счастьем, любовью.… И у каждого стихи свои особенные, любопытные, у каждого своя история. И очень было здорово эти истории послушать!
Молодые девушки, тоненькие, изящные читали свои стихи о связи человека с Космосом, с Богом, философские, тяжёлые для восприятия, но вы бы видели, как они читали свои стихи! Всё было связано с Любовью с большой буквы. Без любви человек просто не смог бы жить. Любовь рождается и умирает вместе с нами…
Были и женщины, которым далеко за тридцать, и среди них есть пишущие, любящие поэзию. Хочу отметить, что многие стихи задели и мою душу: это стихи Натальи (фамилии к сожалению не спросила) – об одиночестве, о случайной встрече, о любви. Я очень люблю в стихах повторы строчек, и Наталья просто меня сразила. Очень бы хотела, чтобы она пришла к нам в литературный клуб «Приют поэтов», порадовала нас и удивила своими творениями. Антон Мочалов и Анатолий Фомичёв, поэт и музыкант, со своими стихотворениями поразили всех: ух, какие у них стихи, умные с глубокими выводами, сравнениями, и понятные всем, сильные и смелые. Спасибо, молодые люди! Людмила тоже прочитала прекрасные стихи о весне, о любви друг к другу, о лаборатории счастья (мы сами можем и должны сделать себе счастье).
Кто-то пил коктейль, потягивая его через трубочку, кто-то чай с пирожным, кто-то не смог отказаться от сладкого капучино (это мы с супругом), но все, в буквальном смысле, все были объединены одним вдохновением, одним интересом, одной увлечённостью – ПОЭЗИЕЙ.
Свою историю на вечере прочитал и член Союза писателей России, кандидат филологических наук Александр Рухлов. Мы услышали в его исполнении отрывки из уличной поэмы «Шпана».
Два часа пролетели минутой, так нам было тепло и душевно в мире ПОЭЗИИ!
18 апреля 2025 год
© Copyright: Ольга Рыжова 2, 2025
Свидетельство о публикации №125041806584
Анатолий Фомичёв, поэт, музыкант, да просто талант, в литературном клубе «Тёплая поэзия» в библиотеке им.Маяковского в Кургане
«Тёплая поэзия» вновь порадовала любопытнейшей встречей любителей и поклонников ПОЭЗИИ с поэтом, музыкантом и экс-участником группы «Худшие джентльмены Миннесоты» Анатолием Фомичёвым. Литературный клуб «Тёплая поэзия» всегда отличался неординарностью не только посетителей, но и гостей. Чего стоит один только Николай Бардин, Евгений Косых (с их творчеством я познакомилась только в клубе «Тёплая поэзия»). А сама ведущая Марина Дятлова (Базанова)? Её стихи до сих пор сводят многих с ума… и меня в том числе.
Так вот, пришли мы с супругом и не пожалели. Почти полный зал (только не в главном корпусе библиотеки им.Маяковского, а в малом зале второго корпуса): друзья, любимые люди, просто интересующиеся поэзией, пришедшие впервые, желающие почитать свои вирши.
В неформальной обстановке мы познакомились с таким талантливым молодым человеком, как Анатолий Фомичёв. Совсем недавно мы с супругом, будучи приглашёнными на «Поэтическую историю» в клуб-ресторан «Roal» в Кургане, уже познакомились с творчеством Анатолия, и были сражены его стихотворениями. Увидав афишу с автором на приглашении в «Тёплую поэзию», мы, конечно же, захотели более подробно познакомиться с творчеством Анатолия Фомичёва.
Встреча была как раз в день рождения нашего героя, и это было радостно вдвойне! Анатолий, молодой человек немногим за тридцать, пишет стихи с 15 лет. Конечно, из-за неразделённой первой любви, такое бывает, правда! И на гитаре он стал учиться играть в этом возрасте (а я тоже на гитаре училась играть в 9 классе, мне тогда было 15…). Его кумиры в мире поэзии: Владимир Маяковский поразил его своим стихотворением «Лиличка!», его стихи на революционную тему волновали Анатолия и вдохновляли. Сейчас он любит читать Веру Полозкову, Дмитрия Быкова. Очень был интересен ответ Анатолия на вопрос: может ли поэт зарабатывать стихами? Примерно с 15 до 17 лет Анатолий искренне верил, что будет работать поэтом и зарабатывать на стихах: много писать, потом издавать свои сборники стихов, продавать их и конечно за это иметь деньги. Потом пришло некоторое разочарование… Он понял, что на этом зарабатывать совершенно невозможно, но писать не перестал.
Стихи Анатолия написаны в интересном, я бы сказала, молодёжном современном стиле (сейчас многие молодые люди и девушки пишут так своеобразно, образно, но многосложно, как будто бы хаотично). Ты слушаешь и не сразу улавливаешь эту рифму, этот глубокий смысл каждого стихотворения. И даже угадывается ритм и музыка его стихов, которые соответствуют только ему, а это главное. Если поэта узнают по стихам, значит он состоялся. За всё время Анатолий Фомичёв написал более 200 стихов. Он играл в рок-группе прогрессив-рок. Группа называлась "Худшие джентльмены Миннесоты". Они выступали по Уралу, вели активную сценическую музыкальную деятельность. Анатолий предпочитает чуть рваный ритм стихов и отсутствие инверсии (инверсия — это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчёркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста). И эти предпочтения заметны и узнаваемы в его стихах.
И гитара, стоящая у стенки, не грустила на этом вечере: Анатолий сыграл и спел свою, как он выразился, единственную песню «Притяжение» о любви к своей единственной и неповторимой. Слушаешь и понимаешь, что так оно и есть и когда любишь, то ты готов слушать любимого человека бесконечно, ты готов открыть ему все секреты своей души… Звучали стихи: «Если посмотреть на свою жизнь, как на сюжет, становится ясно…», «На самом деле мне нравилась только ты…». Стихотворения длинные, но так хочется слушать до конца, чтобы узнать вроде бы философский, но такой понятный и простой для нас всех ВЫВОД. Спасибо, Анатолию, браво!
На вечере было время почитать свои стихи и для «старых» поэтов, и для совсем молодых, пришедших и выступающих впервые на публику. Это очень радует, спасибо, Марине Дятловой (Базановой), ведь это она находит и приглашает поэтов, организовывая интересные встречи с талантливыми и творческими людьми.
Очень понравились стихи Романа Черныша. Они лиричны, трогательны, классически построены. Стихи звучат и задевают: «Положите меня под крестом», «Гуляй душа поэта-фантазёра», «Моё Зауралье», «Обними меня так, словно я не вернусь» (Любимой Жанне), «А впереди вся жизнь». А стихи его друга Антона Васильева нам с супругом понравились своей строгостью, силой, напором, глубоким смыслом и простотой. Строчки коротки, как рубленные (стихотворение «Смуглая голова»). Можно несколькими словами выразить мощь и силу. Чего стоит его четверостишие «Нынче поле моё не вспахано…». Стихи: «Дворник», «Сестре Еве», «Полыхающие, зажигающие» оставили след в наших сердцах. Спасибо!
Стихи приходят к людям в разное время и даже в зрелом возрасте, когда они совсем не ждали такого озарения. Вот и Евгений Падерин 45-летний мужчина экскаваторщик-трудяга вдруг стал выражать свои мысли стихами… Мы слушали его и понимали, что это открытие его души перед нами, что это его мысли об одиночестве, о родном крае, о родине. Как это всё нам близко и понятно! Но, конечно, его стихи ещё сырые, нужно учиться, а именно: слушать и читать поэтов, посещать почаще литературные встречи, ведь не все пишут стихи сразу, кому-то надо и подучиться у других построению строчки, рифмы и т.д. и т.п. Дерзайте, Евгений, и всё получится!
И снова наши «старики: Максим Серёжкин (псевдоним: Максимилиан Запалин), Виктор Базанов. Максим сразил всех вроде весёлыми, но с каким нежным и в тоже время самоуничижительным сарказмом, стихами: «Большой зелёный камнеед» (о нас самих, убивающих и выедающих себя изнутри…), «О еде» - послушаешь и долго-долго есть не захочешь… Полезно слушать, особенно когда ты на диете. Виктор Базанов больше музыкант, чем поэт, а для меня он – это огромный викинг, истинный скандинав, обитатель лесов и замков… Его стихи колдовские, дивные и немножечко страшноватые, с иносказаниями (символами), несущие сильный эмоциональный и философский смысл: «Лес входит в дом», «Марья, волчья невеста», «Странная сказка», «Жмурки».
Завершилась встреча на радостной ноте: Марина Дятлова на ура прочла нам своё стихотворение «Красная шапочка», пожелала завсегдатаям и гостям литературного клуба «Тёплая поэзия» творческих успехов, а общая фотография ещё больше скрепила всех любовью и пониманием этого великого слова ПОЭЗИЯ.
22 апреля 2025 год
© Copyright: Ольга Рыжова 2, 2025
Свидетельство о публикации №125042202240
Что такое «Бесприданница» узнали горожане и гости нашего города на премьере Курганского драматического театра по одноимённой драме А.Островского
Классика, это всегда КЛАССИКА. Наш Курганский драматический театр дал премьеру, поставив спектакль «Бесприданница» (режиссёр-постановщик Ирина Зубжицкая г.Санкт-Петербург) по одноимённой драме А.Островского. Мы с супругом быстренько (благо есть интернет) купили за месяц билеты только на второй день премьеры. К сожалению, на первый день все билеты были проданы, да и на последующие дни тоже. Вот такой теперь у нас ТЕАТР!
День выдался тёплый солнечный, вылезли и распустились все листья на деревьях и кустарниках, подросла трава. Было по-летнему жарко. Театр встречал нас уютным фойе, приветливыми билетёршами, вежливыми администраторами и моими любимыми программками (наверное, скоро сделаю альбом всех программок, которые приобретаю на всех премьерах нашего театра). В буфете пахло кофе, люди толпились и старались успеть откушать перед первым звонком…
Зал потихоньку наполнялся зрителями, дыша и оживая. Открытый занавес, сцена с прекрасной декорацией: набережная Волги в небольшом городке в серо-голубых тонах в живом клубящемся тумане, с криками чаек. Это завораживало!
Первый звонок, второй и третий не заставили себя ждать. И вот мы все внимание. Действо начинается в местной кофейне с разговора богатых купцов Мокия Парменыча Кнурова (засл.арт. РФ Сергей Радьков) и Василия Данилыча Вожеватова (арт. Станислав Ермолин). Сергей Радьков был неподражаем: эта большая широкая шляпа, отгораживающая его от мира простых, как он считает, не его круга, людишек. И даже с таким, равным себе по состоянию, может только более молодым, Вожеватовым он ведёт себя заносчиво, гордо, разговаривая свысока и сквозь зубы.
Хочется сказать о буфетчике и содержателе местной кофейни (арт. Владимир Рахманов): быстрый, угодливый (ведь его заведение посещают такие особы!). Умеет Владимир Рахманов сыграть так ёмко небольшую по сути роль! А маленький, вертлявый его слуга Иван (арт. Алексей Березовский)? Как он гонял нищую девушку с гармошкой (арт. Ирина Унагаева), а после этих «гонок» стоял с ней на набережной, тихо разговаривая, почти обнимая…
Хорошая акустика в зале, слышно отчётливо и громко, а ведь мы сидели в амфитеатре на последнем ряду. Прекрасная грустная и тоскливая мелодия, предсказывающая человеческую драму, весь спектакль звучала то громко, то еле слышно, а то просто тихо в качестве звукового фона… Костюмы героев напоминали середину XIX века, но не были такими изысканными и красивыми, как, например, в фильме Эльдара Рязанова, но это и не важно. Ведь главное сюжет, действие, игра актёров, разве не так? И если трёхчасовой спектакль с антрактом пролетел как одна минута и не хотелось уходить, значит спектакль удался!
Немного шокировали новые слова и выражения, видимо вставленные в классический текст для привлечения зрителей, особенно молодых: «офшоры» (этот термин появился в середине ХХ века в США), «самолёты» (их тогда просто не было). Мне кажется, эти современные понятия здесь лишние. Опять же это видение режиссёра… А шумные цыгане, их песни и пляски. Как же без цыган такому барину, судовладельцу Сергею Сергеевичу Паратову (арт. Иван Шалиманов). Анна Сараева (всегда тоненькая, стройная, маленькая и хрупкая, сколько я её знаю), ах, как она спела цыганскую песню, заслушаешься! Оказывается, в спектакле хорошо потрудилась и режиссёр по пластике Наталья Петрова-Рудая (г.Вологда). Наши актёры без слов, жестами, как будто в замедленной съёмке или в немом кинофильме, могут выразить суть разговора, смысл сюжетного построения, установить невидимую связь между собой и залом. Поэтому мы более остро и сильно воспринимаем эмоции и чувства главных героев, сочувствуем и сопереживаем им. Браво актёрам и режиссёру по пластике!
А вот главные герои драмы: Харита Игнатьевна Огудалова (арт. Любовь Савина) и её дочь Лариса (арт. Екатерина Антропова). Для меня Харита Игнатьевна - страшная женщина, губящая своих дочерей. И не зря Островский придумал ей такое имя! Конечно, и её можно понять - три дочери, денег нет (приданого), что делать, как бы выдать замуж каждую и не остаться в проигрыше самой…. Любовь Савина подошла к этой роли со всей ответственностью: где надо улыбка, где надо заискивание и лесть, а где надо и крики с истерикой. Жаль Ларису, которая просто уже устала от издевательств и оскорблений мамаши. Она одинока, и хочет вырваться из этого гнусного мира, где всё продаётся и всё покупается. Мир жесток, особенно, если ты в душе одинок (ведь даже мать готова «продать» свою дочь). Лариса, как может сопротивляется, и вроде бы находит человека, который её любит, старается привыкнуть к Юлию Капитоновичу Карандышеву (арт. Никита Мезенцев), небогатому человеку. И всё бы у них сладилось, если бы сам Карандышев не был корыстным, заносчивым эгоистом, любящим только себя, и готовым на показ сгубить душу любимой девушки. Он, так же как и все, считает её ВЕЩЬЮ…. Никита Мезенцев хорош в этой роли, мы ему поверили, спасибо актёру!
Очень тронула сцена объяснения Паратова с Ларисой. Сначала всё, кажется, честно: и он любит Ларису, и она готова для него на всё. Но… деньги побеждают, он обручён с богатой невестой. А Лариса…. Да Бог с ней, не пропадёт! Грустно, печально. Актёры сыграли эту сцену замечательно, вызвав сочувствие к Ларисе и презрение к Паратову…
Да, не думали мы с супругом, что так здорово будет поставлен такой спектакль, по вроде бы давно уже известной драме Островского: и смотрели не раз спектакль по телевизору, и одноимённый фильм Эльдара Рязанова. Невольно сравниваешь. А сравнивать не надо, надо просто прийти в театр и посмотреть спектакль «Бесприданница».
Спасибо актёрам и всем, кто задействован в постановке и создании спектакля!
28 апреля 2025 год
© Copyright: Ольга Рыжова 2, 2025
Свидетельство о публикации №125042806992
|
|