Литературный клуб Исеть

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 189

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Заметки Ольги Рыжовой, 2025 год

Ольга Рыжова

Путешествие на Плющиху, по Ростовской набережной, знакомство с «комодом» А.П.Чехова

И снова свободный день. Решили дойти до ул. Плющиха, где снимали любимый многими, особенно женщинами, фильм «Три тополя на Плющихе». Как всегда, всё началось с метро с уже такой родной станции Маяковская.
Прошли у здания Министерства иностранных дел России (МИД) на Смоленской площади Садового кольца. По телевизору здание совсем не так выглядит: ещё выше, ещё огромней и мощнее. Это одна из семи «сталинских высоток» (архитекторы: В.Гельфрейх, М.Минкус, построена в 1948-1953гг.). Центральная часть здания в 27 этажей, на главном фасаде установлен герб СССР на высоте 114 метров.
Взяли путь в один из московских уютных уголков на ул. Плющиха. Рядом дом 15 на Ростовской набережной, огромный высокий с аркой посередине полукруглый, где жители уступили квартиру для съёмок фильма режиссёра Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе». Здесь герой Олега Ефремова (московский таксист Саша) слева от дома у кафе «Три тополя» (декорация кафе была специально выстроена, сейчас здесь автостоянка) ждал главную героиню Татьяны Дорониной (деревенскую жительницу Нюру).
Дом выходит на Ростовскую набережную, откуда открывается вид на Киевский вокзал и высотки Москва-Сити. Прямо – Белый Дом, слева – шпиль гостиницы «Украина» (высотка), справа от Белого дома – «раскрытая книга» бывшего СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). Очень понравился памятник Евгению Примакову (советский и российский государственный деятель, экономист, востоковед). Памятник установлен в 2019г. на площади Смоленской-Сенной.
Прошлись по Садовой-Кудринской улице мимо Музея-усадьбы Фёдора Ивановича Шаляпина, где он прожил с 1910 по 1922гг. в особняке XVIII века. Коллекция музея составлена из даров друзей и родственников Шаляпина - архивных документов, личных вещей, фотографий, антикварной мебели и сценических костюмов.
Приковал к себе наше внимание памятник Иосифу Бродскому поэту, Нобелевскому лауреату, жизнь которого была неразрывно связана с двумя странами: Россией и США. Памятник стоит на Новинском бульваре (скульптор Г.Франгулян, архит.С.Скуратов). Кажется, что памятник обычный, но подойдя сбоку, замечаешь, что памятник, как и люди сзади, плоский. Зачем, почему здесь? Этот памятник бы в Питере поставить. Его создал на свои средства и подарил Москве скульптор Георгий Франгулян. Плоские и безликие люди сзади и рельефный Бродский. Интересно!
Когда ездили по Садовому кольцу, в окно автобуса я увидела небольшой уютный двухэтажный домик. Мы решили – будет свободное время – сходим. И сегодня, гуляя по Садовой-Кудринской, зашли в дом №6 Дом-музей А.П.Чехова, где писатель проживал с семьёй с 1886 по 1890гг. Антон Павлович называл этот дом «комод» (а ведь и правда, похож на небольшой двухъярусный комодик!). Музей реставрировали несколько лет и летом 2024 года открыли.
На первом этаже – небольшое фойе, стены обклеены афишами со спектаклями по Чехову, причём афиши на различных языках, высокая кафельная печь. В первом зале под стеклом – первое издание «Пёстрых рассказов». Портрет Антона Чехова молодого, ещё без усов руки его брата Николая Чехова, с одной стороны портрет - законченный, с другой стороны – не законченный. В этом доме Чехов написал известные произведения: водевили «Медведь», «Свадьба», «Предложение», рассказ «Каштанка», повести: «Степь», «Скучная история», «Огни», пьесы: «Иванов» и «Леший». В 1887г. пьеса «Иванов» была поставлена в театре, и с этого момента Чехов родился, как драматург.
На первом этаже несколько комнат, где располагаются рукописи, документы, журналы, где печатались произведения Чехова. Большая экспозиция отведена друзьям и коллегам Антона Чехова. На стенде фотографии близких друзей Антона Чехова: Гиляровского и Левитана. Здесь в Москве в 1881 году Чехов познакомился с корреспондентом, писателем, рисковым человеком Владимиром Гиляровским (он вёл в основном репортажи для уголовной хроники). Они дружили вплоть до самой смерти писателя. А с Исааком Левитаном Антона Павловича познакомил брат Николай художник. Левитан считал Чехова пейзажистом в литературе. Весь музей украшен картинами Левитана, подаренными Чехову.
Много личных вещей писателя – вот аттестат зрелости, он был троечником! Пятёрки только по Закону Божьему, немецкому языку и географии. Книги медицинские, нужные доктору Чехову в работе «Общедоступная гигиена» 1878 года выпуска. Вот металлическая дощечка с надписью «Доктор Чехов», висевшая на двери этого дома. Рабочий кабине Чехова: письменный стол покрыт зелёным сукном с чернильным прибором с двумя чернильницами, часами, свечи в изогнутых подсвечниках, старинная лампа, папка с рукописями, сборник рассказов «Хмурое утро». В красивых рамочках стоят фотографии Чайковского, Левитана, Григоровича. Григорович Дмитрий Васильевич старший современник Чехова, первый известный писатель, увидевший в рассказах молодого автора настоящий талант. Григорович напутствовал Чехова и требовал от него серьёзно относиться к своему таланту, содействовал присуждению Чехову премии за сборник «В сумерках» (1887 год).
На втором этаже спальня Чехова, комнаты Михаила Чехова, Марии и Евгении Чеховых, столовая и гостиная, где собиралась вся семья. Много личных вещей писателя, оригинальные рукописи, фотографии, книги с автографами и многое другое. Очень понравилось фото актрисы Веры Комиссаржевской с дарственной надписью. Они познакомились в 1896 году в Петербурге на репетиции «Чайки» в Александринском театре. С первой встречи началась их дружба. Она была влюблена в драматургию Чехова, и первая сыграла в «Чайке» Нину Заречную. Прекрасная фотография друзей писателя: Горький, Бунин, Андреев, Шаляпин, Телешов (русский и Советский писатель, поэт, организатор кружка московских писателей «Среда»), Чириков (русский писатель, драматург, публицист, учился в Казанском университете на юрфаке, за участие в беспорядках в 1887 году был исключён вместе с Лениным и выслан в Нижний Новгород).
Обошли «комодик» Антона Павловича Чехова и не пожалели, спасибо, Москва!

27 января 2025 год
© Copyright: Ольга Рыжова 2, 2025
Свидетельство о публикации №125012703817

 

«Король инструментов» в гостях у курганцев

Давно хотела когда-нибудь попасть на концерт органной музыки. Но у нас в городе нет настоящего органа. А вот в Екатеринбурге есть! И курганцам повезло.
27 января в Кургане прошёл «Органный вечер», знакомство с королём инструментов – органом. Перед горожанами выступил органист, клавесинист, солист Свердловской государственной академической филармонии Тарас Багинец. Особая гордость Свердловской филармонии — орган фирмы «SAUER», один из крупнейших в стране.
Чтобы познакомить слушателей с органной музыкой Тарас Багинец возит с собой цифровой орган: система органа весит около 400 кг с шестью сабвуферами, восемью колонками, которые обеспечивают впечатляющую акустику. Вместо рычагов, которые использует органист на большом органе, здесь используются сенсорные кнопки, а вот педали для ног настоящие. Новый орган не просто имитирует звуковую среду, но и позволяет полностью погрузиться в акустику. В нем собраны звуки 24 великих органов мира.
Этим вечером мы слушали Главный орган Маркуссена в церкви Св. Лауренса в Роттердаме в Нидерландах. Концрт был открыт творением Иоганна Себастьяна Баха «Дражайший Иисус, мы здесь», две хоральные прелюдии, токата ре минор, прелюдия и фуга соль мажор, «Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос». Затем мы услышали Конрада Паумана, его произведение «Kyrie angelicum» (XV век), Яна Питерсзоана Свеелинка «Под зелёными липами» (XVI век), Иоганна Пахельбеля «Чакона» (XVII). Мощь, сила звучания! Ты не просто слушаешь, а музыка органа тебя обволакивает и не она в тебе звучит, а ты в ней полностью, с головой, непередаваемые ощущения! «Колыбельная» Луи Вьерна поразила и усыпила (XVIII век), «Епископальный марш» - хотелось встать и идти. Леон Боэльман и несколько его произведений унесли в XIX век: я и молилась Святой Деве («Молитва Святой Деве», и танцевала менуэт («Готический менуэт»). В финале концерта прозвучал «Финал из симфонии для органа №1, ре минор» Луи Вьерна.
Тарас Багинец не только исполнял произведения, но и рассказывал интересные факты из истории органа, органистов разных веков. Оказывается, почти все композиторы-органисты, произведения которых звучали на вечере, отдали больше полжизни, а то и всю жизнь Королю инструментов, органу, так были очарованы и влюблены в него, в его звучание.
На вечере мы услышали, как орган звучит с другими инструментами. В этом нам помогла скрипачка, артистка Уральского академического филармонического оркестра Юлия Полянскова.
А Тарас Багинец сыграл и показал, что можно на органе исполнять любые мелодии и они будут звучать по-другому. Это была знаменитая увертюра из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, где мы «улетели» в детство, в сказку, в ожидания Рождества и чуда.
Аплодисменты не стихали, крики «браво» не смолкали, потому что сегодня звучал Король инструментов – орган, звучал универсально, гармонично, глубоко, браво! Спасибо за прекрасный вечер органной музыки! Надеемся, что и в нашей Курганской филармонии всё-таки появится орган – король инструментов.

28 января 2025 год
© Copyright: Ольга Рыжова 2, 2025
Свидетельство о публикации №125012802370

 

Прогулка на Красную площадь, по Варварке, в ГУМ, в ЦДМ, в новый парк Зарядье, по Никольской улице

Дни летят с быстротой необыкновенной, осталось два дня и… домой. А на Красной площади ещё не были, надо срочно посетить. Мы, конечно, пытались пятого января (были рядом) пройти, но ничего не получилось… Народу, сотни, если не тысячи, новый год как никак, туристы, приезжие. А вот сегодня утром (девятое января) всё получилось, и мы прошли на Красную площадь!
Зашли через Красные ворота на площадь с одноимённым названием – это известная с XVII века площадь расположена между Садовой-Спасской и Садовой Черногрязской улицами. На неё выходят - Боярский переулок, Мясницкий проезд, Хоромный тупик, здесь находится станция метро «Красные ворота». Раньше на этом месте находились триумфальные ворота (1709-1927гг.). Конечно, все достопримечательности Красной площади мы бы не успели за один раз обойти и посмотреть, но, что смогли, то смогли. Под ногами брусчатка и … простор!
Сразу справа, как зайдёшь, от Красных ворот находится Государственный исторический музей (он был основан в 1872 году по указу Александра II), потом построили новое здание на Красной площади. Напротив музея – Собор Казанской иконы Божьей Матери. Первоначально он был деревянным, после пожара, по указу Михаила Фёдоровича в 1636 году храм выстроили заново из камня. В советское время его разрушили и только в 1990-1993 годах его восстановили на средства мэрии Москвы и пожертвования граждан. Спасская башня Кремля называлась до 1658 года Фроловской и находится рядом с собором Василия Блаженного. Высота 71 метр (проект миланского зодчего Пьетро Антонио Солари, 1491г.). Мы хотели послушать звон часов (они бьют каждые полчаса), но не успели сначала, а потом на Варварку ушли и звон был слышен слабо…
В Московский Кремль в центре Москвы мы не сходили (билеты не взяли заранее), но ничего, не всё сразу. Кремль расположен за кирпичной стеной на левом берегу Москвы-реки, представляет собой неправильный треугольник (мы прошли вдоль восточной стены Кремля, обращённой к Красной площади). Здесь мы увидели некрополь Кремлёвской стены – мемориальный комплекс, где находятся захоронения общественных и политических деятелей (хорошо были видны могилы И.В.Сталина, Михаила Калинина, Михаила Суслова). Центром некрополя стал Мавзолей (1924г архитектор А.В.Щусев). Мавзолей был открыт, людей было немного, вход бесплатный, мы решили зайти, но… В Мавзолей В.И.Ленина (памятник-усыпальница) меня впустили бы, а вот Владимира нет, у него был с собой рюкзак (в Мавзолей нельзя заносить большие и объёмные сумки, рюкзаки). И я не пошла одна…
Всем знакомый Храм Василия Блаженного (собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву), охраняется ЮНЕСКО. Это и храм, и музей, но на данный момент он был закрыт, и мы только сфотографировались на его фоне. Построен в середине XVI века рядом с Кремлём на Васильевском спуске в честь победы над Казанским ханством в 1552 году, в 1558 году пристроили часовню св. Василия, над его могилой. Храм, оказывается, состоит из 11 церквей, которые увенчаны луковичными главами. Купола все отличаются и размером, и цветом, и формой. Перед храмом в 1818 году был создан памятник Минину и Пожарскому в честь освобождения в 1612 году страны от польско-литовской интервенции. Князь Дмитрий Пожарский и нижегородский староста Кузьма Минин собрали ополчение и освободили Москву и всю страну. В 2022 году памятник открыли после реставрации.
Слева от памятника сохранилось Лобное место – ступенчатое возвышение-помост (по легенде сооружено в память от избавления от нашествия татар в 1521 году). Здесь зачитывали царские приказы, обращались с речами к народу государи московские, с этого места народу показывался наследник престола. Интересно!
Давно хотела в ГУМ (Государственный универсальный магазин) зайти и вот сбылось! До 1921 года – это Верхние торговые ряды. Построено здание в русском стиле в 1893 году на месте Китай-города, главным фасадом выходит на Красную площадь. В ГУМе походили по этажам (на эскалаторе и пешком), посмотрели дизайн, убранство к новому году, красотища! Конечно, купить здесь можно только мороженное… Всё остальное – только смотреть и товары, и заоблачные цены. В ГУМе есть исторический туалет(!) в подвальном помещении, почему исторический? Там просто убранство повторяет интерьер 120-летней давности, на стенах – исторические фотографии, форма и вид сантехники, раковин идентичны историческим, вазы на столиках, а вместо салфеток используют хлопковые полотенца, правда и вход туда – 200 руб. Есть и обычный туалет…
Прошли по парящему мосту. Его открыли в 2017 году (длина – 244 метра). Он нависает над Москворецкой набережной, пересекая её в двух местах, как будто «парит» над водой на высоте 15 метров. Мост ограждён стеклянным забором. Открывается вид на Московский Кремль, Собор Василия Блаженного, Храма Христа Спасителя и Замоскворечье.
Варварка притягивает к себе, вдоль неё столько храмов, церквушек, часовен! Вот Собор иконы Божией Матери Знамение. В 1631 был основан Знаменский монастырь. Остался единственный храм бывшего монастыря в два яруса. Верхняя летняя церковь освящена в честь иконы Знамение Божией Матери Новгородской, нижняя – во имя преподобного Сергея Радонежского, а колокольня построена совсем в другом стиле – барокко. Несоответствие стилей постройки по всей Варварке! Первая церковь здесь была построена в 1514 году, единственная церковь, посвящённая этой святой, с тех пор и улица называется Варваркой. А эта церковь (которую мы видели) построена в начале XIX века возле Старого гостиного двора (мы его тоже посмотрели) – это как ансамбль в стиле классицизма. Старый гостиный двор в стиле неоклассицизма, классицизма построен в 1790-1830гг. (архитекторы: Д.А. Кваренги, К.К. Гиппиус, С.В. Барков). В 1990-ые годы он был перестроен под ТВЦ. Возле Богоявленского мужского монастыря стоит памятник братьям Лихудам, монахам-просветителям, открыт в 2017 году. Братья греческие монахи Иоанник Лихуд и Софроний Лихуд были первыми основателями и преподавателями в Славяно-греко-латинской академии.
Новый парк Зарядье удивил. Много интересного и неожиданного, был создан недавно, единственный полностью новый парк за последние 200 лет. Деревья все подстрижены конусом, даже ели, подсветка интересная – фонарики на длинных палочках прямо из газонов, как цветы! Пешеходные дорожки в разные стороны, из разных материалов: плитка, камень, дерево, из мягких и твёрдых материалов, растений, травяного покрытия. Есть даже дорожки с подогревом. В парке нет ограничений, бордюров, заборов. Можно бегать и ходить по газонам, отдыхать летом. Мы сняли видео, как с нами работает робот-бариста, такой есть в парке, и можно заказать ему кофе на выбор, коктейли. Он работает медленно (так нам показалось), говорят, что он умеет разговаривать, но упорно молчал, как бы мы не пытались его разговорить. Вот вам и будущее, о котором мы читали только в фантастических книгах!
После парка Зарядье мы решили пройтись пешком по улице Никольской. Здесь расположены магазинчики, кофейни, рестораны. В доме 15 расположено здание Синодальной типографии. На этом месте в XVI веке находился первый Печатный двор, где в 1564 году Иван Фёдоров напечатал первую русскую книгу. А это здание построено в начале XIX века в псевдоготическом стиле.
Прошлись по Театральному проезду на Лубянке, где расположен Центральный детский мир. Автором идеи постройки считают А. Микояна. Он предложил архитектору А. Душкину создать проект будущего «Детского мира». Его быстро построили и открыли в 1957 году, приурочив к дате Международного фестиваля молодёжи и студентов. В здании множество арок в 4 этажа, стеклянные фасады, причудливые конструкции из алюминия, эскалаторы. Мы, как и в ГУМ, зашли в Детский мир, чтобы покататься на эскалаторах, полюбоваться на витражи, стильное оформление, да просто так!
Пора и домой! После такого насыщенного путешествия снова гудят ноги и кушать хочется…

30 января 2025 год
© Copyright: Ольга Рыжова 2, 2025
Свидетельство о публикации №125013001380

 

Поэтическая завалинка «Этот мир из серебра» порадовала всех присутствующих теплом в мороз, и добрым словом в литературном клубе «Приют поэтов» в Потанинке

Этот вечер начался необычно: все, кто раньше пришли, вспоминали свои путешествия в Москву. Этому способствовала ваша покорная слуга, ведь в эти зимние каникулы я впервые побывала в Москве, и всем хотелось знать, какой она мне показалась? В этот вечер на редкость нас было мало, но таким тёплым семейным кругом мы посидели, почитали свои стихи о любви, о зиме, а кто и прозу, повспоминали свои поездки в Москву за чашечкой горячего чая со всякими вкусностями.
А впервые в «Приюте поэтов» гостила небольшая кошечка-подросток Анфиса, она теперь живёт при библиотеке им.В.Ф.Потанина и пришла с нами познакомиться. Сначала тихо сидела на стуле и смотрела, потом стала под столом играть с нами, хватая женщин за подолы юбок и мужчин за штанины. Ох, и посмеялись же мы!
Светлана Бажина, член Союза журналистов, поэт прочитала свои стихи: «Денёк морозный вновь выжмет слёзы…», «Тёплый снег». Метафоричность, мелодия зимы была слышна в творениях Светланы. Её частушки: «Я с платформы навернулась…», «До чего суровы стали…», «Старый дед…», «Повстречал турист медведя…» вызвали безудержный смех, хохот. Еле успокоились. Она пригласила всех на вернисаж в КВЦ в 18 часов 31 января. Постараемся!
Александр Галямин, наш лирик, читал красивые, нежные стихи о любви, о зиме: «Этой ночью луна приходила в мой дом…» (мы посчитали, что это стихотворение очень похоже на романс), «Листал вагон пейзажи со стихами…» (на тему песни Митяева), «Письмо» (детское), «Сорокаградусный мороз», «Начну с нуля я в январе», «Падежи» (для учительницы русского языка). И как заядлый турист, Александр не смог не обойти тему похода в горы – стихотворение «Третьи сутки мы гуляем…». Ещё и его любимые хоккушки порадовали: «Частушки на тему», Жизнь наладилась. Кто последний на харакири», «Супружеский долг».
Анастасия Меншикова наша ведущая, член Союза писателей, заведующая метод отделом КОДЮБ им. В.Ф.Потанина отметила, что каждый поэт видит зиму по-своему: один грустит, другой радуется, третий философствует. Да и как по-другому? Ведь зима – самая загадочная, то тихая (солнечный зимний день без ветра), то буйная (метели, вьюги), величественная, деревья в серебряных шубах, земля покрыта снегом… А.С.Пушкин писал: «Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл – и вот сама идёт волшебница зима» (из поэмы «Евгений Онегин»). Сергей Есенин с грустью: «Еду. Тихо. Слышны звоны под копытом на снегу. Только серые вороны расшумелись на лугу» («Пороша). П.А.Вяземский задорно и весело пишет о зиме: «Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи! На тебе горят алмазы, словно яркие лучи» («Масленица на чужой стороне»).
Анастасия Меншикова преподнесла нам и свои стихи: «Повезло», «Уютное» (о любви и домашнем очаге), «Тихо падает снег невесомый» (о красоте зимней природы).
И пусть нас было в этот вечер мало, но нам было так ХОРОШО!
До встречи, «Приют поэтов», в феврале.

30 января 2025 год
© Copyright: Ольга Рыжова 2, 2025
Свидетельство о публикации №125013004016

 

Классика и джаз в Большом зале Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского

Блюз, джаз, увертюры, вальсы… Моя любимая МУЗЫКА! И вот в этот вечер мы готовы пойти в Большой зал консерватории имени П.И. Чайковского, мы в Москве, билеты на руках (тоже куплены заранее), идём!
Мы опять на Большой Никитской улице, вечерняя Москва зажгла свои новогодние огни. Проходим мимо известного Московского академического театра имени Владимира Маяковского, ему больше 100 лет (основан в 1922 году). Здание старинное, уже с 1886 года оно служит театру (автор фасада Фёдор Шехтель). Долгое время театр назывался «Интернациональный». Интересный факт: 1 мая 1899 года в театре прошёл закрытый спектакль «Чайка», где единственным зрителем стал Антон Чехов. На настенных стеклянных стендах мы почитали поздравления знаменитых актёров с новым годом.
Всё ближе и ближе момент встречи с МУЗЫКОЙ. На Большой Никитской, д.13 расположился Большой зал государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Мы подошли рановато (ещё не впускали внутрь), походили вокруг, есть на что посмотреть снаружи, представляю, что там внутри! Зал был торжественно открыт в 1901 году на 1737 мест (ого!). В этом же году здесь установили орган работы мастера Аристида Кавайе-Коля. Известный Конкурс имени П.И.Чайкоского проходит именно здесь. С 1940 года консерватория носит имя Чайковского, а памятник ему был открыт в 1954 году (скульптор Вера Мухина).
Архитектор Большого зала Василий Загорский. Большой был открыт в 1901 году после 5-ти лет строительства. Средства на строительство Большого зала собирали пожертвованиями. Витраж в фойе зала «Святая Цецилия – покровительница музыки» был создан в Петербурге – в знаменитом ателье Торгового Дома «М.Франк и К». Но в 1941 году в результате падения бомбы вблизи здания Консерватории, витраж осыпался. Осколки витража были собраны неизвестными людьми, 50 лет они пролежали в ящиках и были выброшены уже в 1990-х. Осенью 2010 года была разработана программа реконструкции Большого зала. Петербургские мастера повторили работу своих предшественников и восстановили витраж, в технике Тиффани.
В фойе с декабря по январь проходила выставка профессионального художника первого вице-президента Творческого союза художников России Евгения Ромашко. Мы полюбовались пейзажами автора. Здесь в фойе есть огромное живописное полотно И.Е. Репина (1872г.) «Славянские композиторы», теперь и нам можно в лицо знать всех наших известных композиторов! В фойе так же много бюстов композиторов и музыкантов: С.Рихтер (автор Эрнст Неизвестный), А.Хачатурян (автор М.Согоян) и другие.
Теперь о самом зале – это что-то! На сцене – огромный орган, который получил золотую медаль в Париже (я уже писала, кто автор), а акустика в Большом признана историческим памятником, ведь благодаря планировке зала, конструкции потолка и эстрады (они полые внутри) В.Загорский добился хорошей акустики. В зале вверху под полуциркульными окнами помещены 14 овальных портретов композиторов слева и справа (художник-передвижник Н.Бодаревский). Здесь и Чайковский, и Бетховен, и Гендель, Шуберт, Шуман, Рубинштейн, Бах, Моцарт, Гайдн, Глюк, Гайдн, Мендельсон, Вагнер, Бородин.
Ну, наверное, пора и о впечатлениях от музыки рассказать. Так вот, такой музыки (живой звук) я не слышала никогда! Рапсодия в стиле блюз увертюра, классика, джаз, вальсы. Дирижёр Феликс Коробов. 2 отделения, конечно, в антракте мы не смогли не посетить буфет, чашечка кофейку не помешает, тем более что начало в 19 часов, а спать хочется… долго не могла привыкнуть к московскому времени. Всем нам знакомые мелодии: Д.Шостаковича «Праздничная увертюра» ля мажор, романс из музыки к кинофильму «Овод» (соло на скрипке – Сергей Костылев), Сюита для джаз-оркестра, И.Дунаевского «Лунный вальс» из музыки к кинофильму «Цирк», увертюра из музыки к кинофильму «Дети капитана Гранта», Дж.Гершвина Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром, А.Цфасмана Джазовая сюита для фортепиано с оркестром (Снежинки, Лирический вальс, Полька, Быстрое движение) (солист на фортепиано – Пётр Лаул). И напоследок, на «бис» - сюита из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
Домой мы просто летели на крыльях счастья от такого незабываемого концерта в новогодние праздники, любуясь переливами огней на улицах праздничной Москвы. А завтра последний и тоже насыщенный день, как мы его проведём, всё зависит от нас!

31 января 2025 год
© Copyright: Ольга Рыжова 2, 2025
Свидетельство о публикации №125013102332

 

Третьяковская галерея или последний день в Москве

Последний день, должны уже по дому соскучиться… Ан нет, ещё многое не увидено, не познано, не услышано, не пройдено. За один приезд Москву-матушку не обойти, в следующий раз.
В этот день посетим-ка мы Третьяковскую галерею в Лаврушенском переулке, д.10. Узнала, что теперь существует и Новая Третьяковка (Крымский вал, д.10), но это будет потом, в следующий наш приезд, а теперь просто Третьяковка! Основатель Галереи Павел Михайлович Третьяков и его брат, купцы, они собирали коллекции произведений искусства: картины, скульптуры, и многое другое. Первые их приобретения с 1856 года, а показывать коллекции стали с 1867 года. Само здание, где располагается Третьяковка, старинное, построено в 1906 году, охраняется государством. Перед галереей расположен памятник Третьякову (скульптор А.Кибальников и архитектор И.Рожин). Памятник установлен в 1980 году.
Заходим, спускаемся в полуподвальное помещение, где расположен гардероб, кафе, музейные магазины, где можно приобрести на память о посещении сувенирную продукцию, постеры, книги о Третьяковской галерее. Можно заказать аудиогида по экспозиции, чтобы не самим, рассматривая, ещё и читать, а надеть наушники и слушать рассказ аудиогида, удобно! Здесь в фойе можно взять план здания и посмотреть произведения каких художников и где (в каком зале) можно увидеть. Мы решили пусть не все 62 зала обойти, но хотя бы половину.
Вперёд! С 1 по 7 залы мы рассматривали живопись и скульптуру XVIII века: Ф.Рокотов, Ф.Шубин, И.Никитин, И.Мартос, А.Антропов, Д.Левицкий, А.Лосенко, Ф.Алексеев, В.Боровиковский. Очень понравились скульптуры из мрамора, особенно бюст Петра I (автор француз Жилле Никола Франсуа), скульптура «Амур» (автор М.Козловский, 1797г.), бронзовые бюсты Ф.Шубина Екатерины II (1788г.) и Павла I (1800г.). Портретисты середины XVIII века поразили: портрет (этюд) Екатерины II Ф.Рокотова (1763г.), портрет великого князя Александра Павловича в детстве (1787г.) Д.Левицкого, «Умирающая Клеопатра» И.Аргунова (1750г.). Прошли залы 1, 2, 3, 4, где застыли в тяжёлых платьях знаменитости того времени, вельможи, князья, графини, императоры и императрицы… Не раз мы с вами говорили, когда хотим спать – «пойдём в объятия Морфея». И вот в одном из залов я обнаружила такого симпатичного бога сна Морфея (бюст из мрамора) автор Ф.Толстой (1852г.), П.А.Ставассер мраморные "Нимфа и Сатир, надевающий ей на ногу сандалию" (1850г.). Многие скульптуры из мрамора, бронзы, но такие на вид лёгкие и изящные!
В залах с 8 по 15 расположены живопись и скульптура первой половины XIX века: О.Кипренский, Сильвестр Щедрин, К.Брюллов, А.Иванов, В.Тропинин, А.Венецианов, П.Федотов. Картины, как будто фотографии: С.Щедрин «В Сорренто» (не ранее 1825г.), «Купальщица» Г.Лапченко (начало 1830-х годов), «Спящая девушка» Ф.Моллер (около 1846г.). В зале 11 познакомились с творчеством А.Иванова и его библейскими эскизами, а потом увидели огромное полотно «Явление Христа народу» (1836г.), вот это сила! Разрабатывать эскизы к картине Иванов начала ещё в 1833 году, скрупулёзно выписывая каждый момент, каждое действие, главные и второстепенные фигуры, лица на картине и библейские символы. А вот и с детства мною любимый портрет А.С.Пушкина О.Кипренского (1827г.), ну как с ним не сфотографироваться!
Залы, залы, залы… Двери, арки… Хорошо, что почти во всех залах есть мягкие скамеечки, где можно посидеть, отдохнуть, а может и сидя полюбоваться творениями художников. Залы с 16 по 31 (мы, конечно, осилили только 30 залов…) это - живопись и скульптура второй половины XIX: К.Флавицкий, В.Перов, В.Пукирев, А.Саврасов, И.Айвазовский, А.Куинджи, И.Крамской, Ф.Васильев, И.Шишкин, В.Васнецов, В.Верещагин, В.Суриков, В.Поленов, И.Репин, Н.Ге, И.Левитан. Портрет Николая Васильевича Гоголя Ф.Моллера (1841г.) считается одним из лучших пожизненных изображений Гоголя. Такой весёлый, задоринки в глазах, симпатичный наш Гоголь! Не могу не отметить портрет мастера морского пейзажа Айвазовского (автор А.Тыранов) по просьбам восхищённых зрителей (1841г.). Такая грусть затаилась в больших карих глазах М.Л.Огарёвой художника П.Орлова (1844г.)! На одной стене одного из залов несколько небольших картин П.Федотова, где показан быт аристократов того времени: вот «Завтрак аристократа» П.Федотова, где иронически в зелёных оттенках показан молодой аристократ, который проигрался в карты и на завтрак у него, слава богу, есть бутерброд… «Сватовство майора» - значимое произведение в творчестве П.Федотова, за неё он получил звание академика. Социальные сословия, человеческие типы он обличал в своих картинах, всё было продумано до мельчайших подробностей. «Вдовушка (с лиловыми обоями)» у Федотова любимый образ, он лиричен, изящен, печален. Усталая юная женщина должна съезжать с квартиры, ведь её красавец-муж погиб, а она в положении и всё, что будет впереди для неё неясно и страшно… «Свежий кавалер» - картина П.Федотова 1846г. – чиновник получил орден Св.Станислава, а накануне была пирушка в честь этого события, а утром… Чиновник в рваном халате требует у кухарки преклонения перед своей персоной, а кухарка смеётся над ним, показывая ему прохудившиеся сапоги… С детства смотрела на картину В.Пукирева «Неравный брак» и удивлялась – она молоденькая, испуганная, он богатый, старый-престарый. Вот что могут ДЕНЬГИ, особенно в то время!
Картина В.Перова «Тройка. Ученики мастеровых везут воду» (1866г.). Мы плакали, глядя на уставших и замёрзших детей. Дети плохо одетые, в потрёпанной одежде, в старых ботинках (а на улице мороз!) тащат по зимней улице сани с бочонком воды … Безысходность на лицах детей, бесконечная усталость… И.Крамской со своим прекрасным букетом «Букет цветов. Флоксы» (1884г.) заворожил! Понравился и «Портрет писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина» его же кисти (1879г.). Не могла пройти мимо «Спящего амура» из мрамора М Козловского, нежность и радость, умиление! А скульптура из мрамора «Иван Грозный» М.Антокольского (1870г.)? Нельзя пройти мимо: «тут и страх смерти, и раздражение больного человека, избалованного беззаветной властью, и раскаяние, и сознание греха, и застарелая злоба, и желчь, и подозрительность, и жестокость, и вечное искание измены» - писал И.Тургенев. Мы увидели Ивана Грозного с другой стороны – образованный, мудрый, владеющий пером (это по его велению была собрана и отчасти написана им богатейшая библиотека). Так же интересна скульптура из мрамора «Христос перед народом» (1876г.).
Небольшая скульптура самого патриотичного пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина скульптора И.Гинцбурга (1892г.) И тут же его картины. Ещё в детстве я познакомилась с его картиной «Утро в сосновом лесу» (1889г.), но почему-то называла её «Три медведя» (хотя здесь изображены четыре медведя, целое семейство)… Он видел могучую силу природы, мог её изобразить, и этим увлечь зрителя: мощь высоких и ветвистых сосен, красота узора переплетений сухих веток и всё это на фоне утреннего тумана, красота! Он умел воспроизвести с помощью фактурных приёмов головки цветов, шелковистость и ломкость трав, пушистые мхи, покрывающие землю.
Знаменитая картина И.Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» приковывает… Иван Грозный в припадке гнева убивает своего сына царевича Ивана. В глазах царя – мука раскаяния, а в глазах царевича навеки застыли кротость и прощение…
Ну и, конечно, Валентин Серов «Девочка с персиками» (1887г.), где автор изобразил дочь хозяина усадьбы Верочку. За эту картину Серов в 1888 году был награждён премией Московского общества любителей художеств.
Вот и 30 залов позади, но так хочется заглянуть в следующий зал, ведь там я вижу «Демона сидящего» (1890г.) и «Царевну-лебедь» (1900г.) Михаила Врубеля. Оказывается, Врубель не только был художником, но умел и любил делать: декорации в театрах, занимался прикладным искусством, занимался скульптурой и архитектурой, создавал иллюстрации и книжные знаки, росписи. Он - автор нескольких произведений из майолики и изразцов (архитектурной керамики). Когда входишь в зал Врубеля через боковой вход, то в глаза бросается камин, сверкающий всеми красками. Сначала кажется, что на нём просто узор, орнамент, а вглядываясь, начинаешь различать крестьянина Микулу Селяниновича, держащего в руках плуг, его коня, солнце и небо в закате, широкое поле. Напротив, видишь воина-богатыря Вольгу Святославовича и его могучего коня. Очень понравился камин и не только.
Устали очень, но были счастливы! Посидели в кафе тут же в фойе Галереи, отдохнули и домой, в метро на дорогую и родную станцию Маяковская. Поздно вечером самолёт унесёт нас в Тюмень, а оттуда на автобусе – домой, в Курган.
Прощай Москва, до встречи!

4 февраля 2025 год
© Copyright: Ольга Рыжова 2, 2025
Свидетельство о публикации №125020403650

 

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Август 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz